реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Апреля 2019г., Суббота

Высокие скорости сняли с тормоза


Ресурсы для «стройки века» по-прежнему не ясны.

Пилотному участку высокоскоростной магистрали Москва – Нижний Новгород быть. Об этом со ссылкой на участников совещания в правительстве РФ сообщает «Коммерсант». Новая трасса Железнодорожный—Гороховец протяженностью 301 км получит финансирование по комплексной программе развития магистральной инфраструктуры до 2024 года. На остальных участках сообщения между Москвой и Нижним Новгородом планируется модернизировать существующую инфраструктуру.

Этот проект уже второе десятилетие служит барометром экономической ситуации в стране. В «жирные» годы звучали весьма оптимистичные сроки реализации, рисовались футуристичные картины, но затем наступали более сложные времена, когда требовалось строже выбирать приоритеты - и проект тормозился. Даже сейчас известие о перезапуске идеи ВСМ не снимает ряда важных вопросов.

Где деньги, Пекин?

Предполагается, что добраться из Нижнего в столицу можно будет за 2 часа 05 минут с единственной остановкой во Владимире или за 2 часа 31 минуту (остановки – «Орехово-Зуево», «Владимир», «Ковров», «Гороховец» и «Дзержинск»).

Станции для поездов ВСМ, напомним, будут располагаться в районе Московского вокзала и в непосредственной близости от нижегородского аэропорта, образуя единый транспортный хаб. Следующий участок магистрали от Нижнего Новгорода до Чебоксар подразумевает строительство станций «Кстово», «Нива» и «Полянки». Средняя скорость на всем пути составит 250 километров в час.

Стоимость проекта оценивается в 621 млрд рублей, из которых треть расходов берет на себя федеральный бюджет, еще столько же – компания РЖД. Оставшаяся треть вложений ляжет на плечи концессионеров. Предположительно, партнерами в строительстве могут выступить китайские и немецкие компании.

Таким образом, ресурсы для «стройки века» по-прежнему не ясны. Помимо китайцев и немцев, интерес к проекту ранее проявляли французские, итальянские и американские компании, однако сотрудничество с КНР закреплено соглашением еще четыре года назад. Стоит напомнить, что нехватка финансирования стала хроническим препятствием в реализации амбициозной инициативы с момента ее появления.

Сколько можно запрягать?

Проект ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань с возможностью продления до Екатеринбурга впервые был предложен в 2009 году. Его инициаторами выступили губернатор Свердловской области и президент Татарстана. В 2013-м президент Путин объявил о планах строительства магистрали в 2014-2018 годах. Для Нижегородской области это означало, что чемпионат мира по футболу FIFA-2018 регион должен был встретить в двухчасовой доступности от Москвы. Проект активно поддерживал и нижегородский губернатор Валерий Шанцев.

Позднее оказалось, что более приоритетный мундиаль является не столько подспорьем, сколько финансовым конкурентом ВСМ. В 2015-м началась подготовительная работа, в 2017-м завершилось проектирование. Годом начала строительства в разное время называли 2017-й, 2018-й и 2019-й.

Расчеты технико-экономического обоснования (2017 год) показали неокупаемость локального российского проекта с сугубо пассажирской специализацией. Более выгодной экономической моделью признано создание грузо-пассажирского транспортного корридора «Евразия» от Берлина до Урумчи (КНР) с включением в него российского участка. К этому моменту Россия и Китай уже имели соглашение, по которому железная дорога будет строиться с использованием технологий и оборудования из «Поднебесной».

Оценивая предварительное обоснование, эксперты в России и Китае обращали внимание, что из документа не ясно, какие грузы будут перевозиться по ВСМ, а какие – по традиционной железной дороге. К тому же, не были учтены экономические риски и влияние магистрали на экономику авиаперевозок.

Кто полюбит «бла-бла-трейн»?

Разногласия по проекту у федералов сохранялись до самого последнего момента. В ноябре прошлого года «Ведомости» сообщали о сомнениях президента Владимира Путина в целесообразности высокоскоростного ж/д сообщения между Москвой и Нижним Новгородом. Отношение к ВСМ в целом положительное, но в программе развития магистральной инфраструктуры на нижегородском направлении он не единственный.

«Президент поручил еще раз оценить экономику и обоснованность ВСМ Москва - Нижний Новгород. Потому что в ближайшие годы планируется выделить деньги не только на этот проект, но и на реконструкцию трассы M7, и на платную трассу, которая станет частью транспортного коридора Европа - Западный Китай», - заявлял тогда источник издания.

По итогам совещания в правительстве РФ, чиновникам было поручено до конца года проанализировать, не совпадают ли потоки грузов и пассажиров в автомобильном и железнодорожном сообщении. В 2018 году без учета промежуточных станций пассажиропоток на нижегородском ж/д направлении превысил 2,3 млн человек. Если же брать в расчет автотранспорт, трафик достигает 5,5 млн. В итоге в РЖД подсчитали, что новая магистраль возьмет на себя 40% всех путешествующих между Москвой и Нижним Новгородом.

Эксперты отмечают, что субсидии на эксплуатацию программа развития магистрали не предполагает. Следовательно, экономика отрасли полностью зависит от ценообразования и платежеспособности пассажира. Если дорога до столицы сократится по времени практически вдвое, это дает преимущество перед перелетом, но создает проблему рентабельности авиасообщения. Высокая доля трафика ВСМ неминуемо приведет к сокращению или отмене недорогих поездов «Ласточка» и «Стриж». Для самого массового сегмента это может означать перераспределение потоков в пользу автомобильного транспорта.

Как и любой другой способ поездки, ВСМ будет пользоваться популярностью у тех, для кого самыми важными факторами являются время и удобство пересадки, считает эксперт по рельсовому транспорту Василий Курицын. Железной дорогой традиционно пользуются для конечных поездок в столицу или близлежащие к ней города. Скоростные поезда будут популярны и у тех, кто не захочет тратить время и деньги на дорогу в аэропорты Нижнего Новгорода и Москвы. Но проблема в том, что озвученные правительством решения пока не дают полного представление о самом формате высокоскоростного сообщения.

- Если бы ВСМ строилась полностью на новой основе, это могло быть интересно в бизнес-классе. Мне пока сложно представить, как на одной и той же инфраструктуре, пусть только местами, будут совместно курсировать и высокоскоростные, и классические поезда дальнего следования. Скорее всего, РЖД урежут ныне существующие варианты. Если же будет слишком большой ценник, многие продолжат пользоваться автобусным сообщением и сервисами попутчиков, - резюмирует Курицын.

Иван Колесов

Оригинал материла опубликован на сайте «Репортер-НН».

23.01.2019

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-й квартал 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за 1-й квартал 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 марта 2019 года)  

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину марта 2019 года.

Тенденции

Не Париж, не жалко!

Люди, переживающие за Париж, совершенно спокойно сносят остатки исторического наследия в своих родных городах.

Купно против Единой

Новая политическая реальность догнала Нижегородскую область, жестко ударив обухом по голове нижегородских единоросов.

Дискуссия

Амнистия Бочкареву

Дело Александра Бочкарёва идёт на спад.

Пока свободен

Мера пресечения Александру Бочкареву изменена - с домашнего ареста на запрет определенных действий.

Реклама



Документы

Олег Сорокин: «Я уверен, что рано или поздно найду справедливость»

«Полит-НН.Ру» представляет фрагменты выступления экс-главы Нижнего Новгорода с последним словом на рассмотрении апелляции по его делу в Нижегородском областном суде 12 апреля 2019 года.

Фрагменты из последнего слова Олега Сорокина

 

Лукоморье

Об иллюзиях и просветлении

И поверила Гнилая Интеллигенция, что, ежели она чего скажет – так Хлеб Трофеевич выслушает, а ежели чего пожелает – так Хлеб Трофеевич выполнит.

О креативной настройке любви

Спущено с высоких небес, что пусть-ка Народ отдаст свое сердце Партии. А Народ – он темный, он же даже не понимает, что живет хорошо и счастливо. У такого Народа снега зимой не выпросишь, а уж любви…

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.