реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
26 Ноября 2020г., Четверг

Много шума из ничего


Многообещающий всероссийский фестиваль «Золотая хохлома» выродился в мелкое событие местного значения

В городе Семенове Нижегородской области 16-18 июня прошел III Всероссийский фестиваль «Золотая хохлома». Вернее, должен был пройти.

Если верить сообщениям пресс-служб и информационных агентств, это должно было быть колоссальное событие в культурной жизни России, потому что на фестивале планировалось представить не только традиционные ремесла Нижегородской области, но и всей страны, о чем говорит и само обозначение фестиваля как всероссийского. Торжества должны были привлечь к Семенову в частности и к Нижегородской области в целом внимание как к интересному, своеобразному туристическому и культурному центру. Ожидалось, что фестиваль почтят своим вниманием и иностранцы.

Пресс-службы и информагентства сообщают, что фестиваль «открылся» и «прошел». Вроде бы получается, что все, что планировалось, состоялось. Можно ожидать, что теперь Нижегородская область получила статус привлекательного для туристов региона и своеобразного культурного центра. Так ли это? Не так.

Те, кто побывал в эти фестивальные дни в Семенове, знают, что с отчетами о проделанной работе у властей дела обстоят лучше, чем с самой работой.

Заявляется о том, что в фестивале приняли участие порядка пяти тысяч участников и гостей. Ну, может быть, только четыре тысячи из них были сами семеновцы – воспитанниким местного художественного училища, работники фабрики Семеновской хохломской росписи и администрация Семенова, занимавшаяся организацией тех скромных торжеств, которые прошли в рамках так называемого фестиваля. Потому что улицы и площади Семенова были пусты, фабрика не ломилась от наплыва посетителей – всего несколько автобусных групп, выставки в Доме культуры и в местном музее также не вызывали ажиотажного интереса – потому что семеновцы сами все это уже сто раз видели, а реальных туристов было мало.

Но справедливости ради скажу, что немногочисленные туристы были. И иностранные среди них тоже (я, например, видела одного).

«Всероссийскость» фестиваля оказалась пустыми словами. Никаких ремесел, кроме хохломской росписи, представлено не было. Да, прошли немногочисленные экскурсии по местной фабрике, да, музей работал, а в ДК была небольшая, но интересная выставка экспонатов, расписанных семеновскими мастерами. Еще крошечная витрина с филигранью. Вот и весь масштаб. Не было не только мастеров из других российских регионов, но не было даже представлено сохранившихся нижегородских ремесел – не только редких, вымирающих, но и процветающих, известных на всю страну - таких как городецкая роспись и полхов-майдановские матрешки…

А ведь планы строились грандиозные и… вполне реальные. Семенов действительно мог бы стать местом для действительно уникального фестиваля. Даже если бы прошел всего лишь в полсилы. Если бы собрать нижегородские ремесла (Павловский, Вознесенский, Городецкий, Семеновский районы с их художественными промыслами) и добавить к ним ближайших соседей – ну, хоть Суздаль с его знаменитыми берестяными изделиями, было бы уже уникально, многообразно, потрясающе. В Семенов бы съехали художники, искусствоведы, любители русской старины, в которую уходят корнями все сохранившиеся художественные промыслы. А если бы дать полный размах, действовать в соответствии с тем, что было заявлено, то получился бы и вовсе феерический фестиваль: городецкая и хохломская росписи, дымковская игрушка, палех, полхов-майдановская игрушка, народная тряпичная кукла, каргопольская, ковровская, чиняевская, богородская, филимоновская, чернышевская, полешная (одна из самых знаменитых, из Сергиева Посада) игрушки, вологодское кружево, плетение из бересты, художественная резьба по дереву, работы золотошвеек, в узорах которых отражено сказочное восприятие мира нашими предками, и т.д., и т.п.

Да, это могло бы быть настоящее событие культурной жизни России – взгляд вглубь себя, постижение своих истоков и своей сущности, своей подсознательной включенности в русское искусство, потому что иные из этих ремесленных вещей действительно поднимаются до высоты произведений искусства и отражают и выражают национальное мировоззрение… 

Если бы хоть раз фестиваль в Семенове прошел с подлинным размахом, в последующие годы туда бы возвращались снова и снова уже без всяких специальных пиар-акций. Потому что в Семенове действительно есть на что посмотреть: в местном музее можно по старым экспонатам проследить, как развивалась хохломская роспись на протяжении времени, что несколько десятков лет  назад она была совсем не такая как сейчас, что изменилась техника росписи и все же связь между той хохломой и сегодняшней очевидна, на фабрике же можно увидеть как создаются знаменитые сувениры – от деревянных поленцев до законченной эксклюзивной работы. И сам Семенов по провинциальному мил, хранит следы своей истории, располагает к себе своей простотой и чистотой.

Этот фестиваль мог бы быть уникальным, масштабным проектом, в котором необходимость развития туристского потенциала Нижегородской области органично переплеталась бы с духовными и культурными потребностями страны. Мог бы быть, но не был.

Не верю, что «ремесленные круги» принципиально отказались ехать на фестиваль. Просто организаторы, обещавшие придать проекту всероссийский размах, плохо поработали. Это было событие всего лишь местного значения, и во всем ощущалось, что подключены только силы самого Семенова – маленького провинциального города. Семенов сделал то, что смог – хохлома была представлена всем, кто пожелал ее увидеть.

Если Дивеево захотели сделать туристическим центром, то и работали для этого – и дополнительную торговлю организовали, и территорию вокруг монастыря благоустроили и журналистов возили показывать, как ведется подготовка, и той же семеновской фабрике хохломской росписи предложили сделать к дивеевским торжествам сувенирную продукцию с изображение обители и преподобного Серафима Саровского (предложение было принято), и многое другое. Здесь же работой и не пахло. Зато на ступеньки крыльца ДК, расположенного на главной площади Семенова, был выставлен щит с логотипом «Единой России». Смотреть только было некому.

Символично, что в день открытия фестиваля – 16 июня – состоялось и открытие нового здания вокзала в Семенове. Здание действительно интересное, милое, необычное - словно вышедшее из шварцевских сказок. Только оно не работает. Но церемонию «открытия» совершили, пресс-релизы об открытии разослали, ролики по телевидению прокрутили. Никто ведь не поедет специально проверять, правда ли открылось. Видимость события соблюдена.

Также и с фестивалем – задумка великолепная, а события нет. Пустая главная площадь, закрытый вокзал, неспешно идущие куда-то по своим делам редкие прохожие - жители Семенова.

Татьяна Елькина

Оригинал этого материала опубликован на сайте «АПН – Нижний Новгород».

23.06.2006

Контекст

Аналитика

Нижегородская область: тенденции, новации и перспективы избирательной кампании 2021 года

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 19 нобяря 2020 года.

Стакан наполовину  

Нижний Новгород занял 36-ое место в рейтинге ста крупнейших городов России по уровню зарплат.

Тенденции

Сквозь призму нового авто

Большинство нижегородских семей не может позволить себе такую покупку.

Бюджет отката

В 2021 году Нижний Новгород будет жить беднее, чем в 2020-ом.

Дискуссия

С большим скрипом

В связи с ситуацией с коронавирусом нижегородские школы частично вернулись к дистанционному обучению, и в этом есть свои плюсы и минусы.

Не хватает приземленности

Половина жителей Нижнего Новгорода (51 процент) считает экологическую обстановку в городе нормальной, еще 10 процентов считает ее хорошей.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О вертлявости жизни и зловонном влиянии

Был Кондрат Головою когда-то в эпоху двуглавия. Поначалу все его радостно превозносили. А потом все дружно приостыли к Кондрату.

О великих заслугах и блюмкающем недержании

Как известно, братец Каин – единорог маститый, ибо немало чего имеет за плечами. Только это все в прошлом. А теперь братец Каин известен тем, что не замолкает – блюмкает все чего-то.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.