реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
31 Октября 2020г., Суббота
Леонид Большухин
Леонид Большухин

Тупиковый путь

В московской школе № 263 3 февраля в результате стрельбы, устроенной школьником, погиб учитель географии Андрей Кириллов, которому было около 30 лет. У него остался четырехлетний сын. В столицу погибший учитель приехал из города Арзамаса Нижегородской области.

Происшедшее не может не шокировать. Потому что из всех профессий, которые только существуют в мире, есть профессии, наделенные особым статусом неприкосновенности. Мне кажется, что все-таки произошедшее - для нас явление пока все-таки исключительное. Все мы помним, как постоянно стреляют в американских школах. Мы помним гениальный фильм Гаса ван Сента «Слон», практически не имеющий диалогов, рассказывающий о реальном эпизоде захвата школы учениками. Я думаю, что мы все-таки пока не пришли к подобному. Обращу внимание на то, что все это происходит в США - в Европе подобных историй в разы, на порядки меньше. И пока наш уклад все-таки ближе к европейскому, чем к американскому в этом отношении.

Поэтому я не думаю, что из данной истории можно сделать какие-то глобальные выводы. Потому что если мы будем делать какие-то глобальные выводы сейчас, то можем только усугубить ситуацию. Что мы можем сделать? Например, увеличить количество охранников в учебных заведениях? Это означает на практике увеличение бюджета. Есть ли в этом необходимость? Не очень понятно.

Что нужно еще? Контролировать общение детей с компьютерными играми? Это необходимо сделать и вне этой истории и понимать, что компьютеры и компьютерные игры меняют сознание молодого человека, и меняют его серьезно.

Я бы сказал, что данная история - хотим мы этого или нет - не освещает истинного положения дел. Потому что, если посмотреть на современную школу и на современных школьников, то можно увидеть, что происходит некое падение интереса к образованию как таковому.

Однако это явление не тотальное, и в хороших школах дети остаются такими, какими они были 5-10-20 лет назад. Детскому сознанию свойственно стремление познавать. Это его естественное состояние. И если это стремление правильно поддерживается, то оно проявляет себя в полной мере.

Если ставить вопрос, что нужно и что можно изменить в школьном образовании, то мне кажется, что этот вопрос я бы все-таки не стал прямо соотносить с тем, что произошло вчера в российской школе. Но для меня очевидно, что основа любого образования должна быть гуманитарная. Если мы хотим воспитывать в человеке личность, которая станет частью общества, будет понимать зачем она живет, с какой целью, для которой жизнь будет многообразна и интересна, то, конечно, основой образования должно стать образование гуманитарное. Именно так происходит в Европе, кстати говоря: там гуманитарное образование - основа образования как такового.

Как показывает практика, опыт обретения точных, естественнонаучных знаний не требует такой основательности, как опыт обретения знаний гуманитарных. Школьник, склонный к, скажем, математическому мышлению, может стать заметным, даже выдающимся математиком уже в 10, в 15, в 20 лет - то есть, сравнительно очень рано. А вот чтобы получить запас гуманитарных знаний - для этого нужны годы. Я бы сказал так: вундеркиндов-гуманитариев по определению может быть много меньше, чем вундеркиндов в области естественных и точных наук, потому что сама природа гуманитарного знания иная.

То, что происходит в школе в последние годы, в том числе - то, что связано с едиными государственными экзаменами, не поддается однозначной, то есть, однобокой оценке. Я не выступаю противником ЕГЭ как такового. Если брать идею ЕГЭ как процесса объективной оценки знаний, то я за объективное оценивание знаний двумя руками.

Но вопрос в том, как сама структура единых госэкзаменов меняет структуру школы. И, с другой стороны - все-таки так и неясна политика российского правительства по отношению к образованию. Так и неясно, готово ли наше правительство делать школу и знания бесплатными? Это в первую очередь. Или же у нас путь один - превратить все наше среднее образование в платное?

В том виде, в котором это делается сейчас, тот путь, которым идут российские власти по отношению к образованию, на мой взгляд, - это путь абсолютно тупиковый.

04.02.2014
Леонид Большухин

Контекст

Аналитика

Стакан наполовину  

Нижний Новгород занял 36-ое место в рейтинге ста крупнейших городов России по уровню зарплат.

Итоги выборов в городскую думу Нижнего Новгорода в 2020 году

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 16 сентября 2020 года.

Тенденции

Транспорт преткновения

Пассажирский транспорт Нижнего Новгорода уходит в ведение области.

Прощай, инфузория-туфелька!

Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев покидает свой пост.

Дискуссия

Не хватает приземленности

Половина жителей Нижнего Новгорода (51 процент) считает экологическую обстановку в городе нормальной, еще 10 процентов считает ее хорошей.

Доходы падают, безработица растет

Предварительные итоги первой волны коронавируса и так называемой самоизоляции в Нижнем Новгороде выглядят вполне удручающе.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

Об омеле и ее универсальности

Как известно, Омельченко – фамилия не простая, а знаменитая по-своему. Ну, магическая, ежели называть вещи своими именами.

О дремучей отсталости и разнузданности стихий

Все помощники и советники хором уверяют, будто есть спасительные заклинания в гримуаре из человеческой кожи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.