реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
4 Августа 2021г., Среда
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

Цена мобильности

К сожалению, я не бывал в городах с бесплатным общественным транспортом, поэтому мне трудно оценивать реалистичность соответствующего предложения, рассматриваемого гордумой Нижнего Новгорода. Но известно, что иногда бывает выгодней ту или иную услугу оказывать бесплатно, чем пытаться собрать за нее деньги.

Можно вспомнить, как в 90-е годы, при губернаторе Немцове, у нас работали бесплатно телефоны-автоматы. Обойтись без них было нельзя – тогда еще не было мобильных телефонов, поэтому автоматы сохраняли. Но всплеск вандализма и гиперинфляция, когда деньги обесценивались и постоянно приходилось перенастраивать все автоматы, менять жетоны и т.д., - все это приводило к дополнительным расходам. И оказалось, что дешевле предоставлять связь бесплатно. Помню, как в поезде сосед по купе, москвич, сказал: «А классно у вас губернатор сделал, что телефоны на вокзале работают бесплатно». И когда я сказал ему, что это не только на вокзале, а по всему городу, он мне не поверил.

Введение бесплатного проезда на общественном транспорте, конечно, вопрос более сложный. Но надо понимать, какая от такого решения может быть польза. Скажем, у нас есть бюджетный сектор и производства с не очень высоким уровнем зарплат, и люди, которые заняты в этой сфере, далеко не всегда живут рядом с местом работы. Получается, что проезд отнимает у них значительную долю заработка. Понятно, что иногда эта проблема несколько смягчается централизованной закупкой проездных. Но в целом люди остерегаются выбирать работу, расположенную далеко от дома – именно из-за стоимости проезда. В результате снижается мобильность трудовых ресурсов, люди не хотят ездить на работу с одной окраины города на другую – это ведет к потере не только времени, но и денег.

И в этой ситуации грамотно продуманная система бесплатного общественного транспорта позволила бы повысить мобильность населения, дав определенный толчок экономическому развитию – как раз в тех секторах, где уровень зарплат довольно низок.

Вопрос в том, сколько это будет стоить городскому бюджету. Возможно, оптимальное решение является компромиссным – наиболее важные магистральные маршруты сделать бесплатными, а платными оставить маршруты экспрессного, беспересадочного типа, а также немагистральные, но востребованные направления. Но надо понимать, что на убыточных маршрутах частник работать не будет, поэтому все нужно тщательно просчитать.

Что же касается аргумента о разгрузке города от личного транспорта, то я бы в этом отношении не стал переоценивать влияние бесплатного общественного транспорта. Машину содержать недешево, и ради небольшой экономии владельцы авто вряд ли пожертвуют своим удобством, тем более что сеть бесплатного транспорта вряд ли будет такой густой и всеобъемлющей, чтобы можно было добраться в любую точку города. А те автовладельцы, которым нужно добраться только до работы и обратно, и сегодня зачастую пользуются общественным транспортом. Если же работа связана с постоянными разъездами, то без машины обойтись не получится. Да, некоторого снижения загруженности дорог ожидать можно, но эффект вряд ли будет слишком большим.

04.04.2014
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

В среднем – нормально, в целом – не очень

Зарплаты в средних и малых населенных пунктах провоцируют отток населения в крупные города.

Нижегородский партийно-политический ландшафт в канун выборов 2021 года

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 3 февраля 2021 года.

Тенденции

Падение в кроличью нору

Демографические показатели Нижегородской области в последние пять лет неумолимо ухудшаются.

Как скопить миллион?

Слоган «Накопи и купи» в нынешних условиях выглядит для большинства не слишком актуальным.

Дискуссия

Неудобные отходы  

Для нижегородцев вопрос раздельного сбора пока не решен.

Новая транспортная концепция: громадье планов

Четыре новые станции метро, 24 километра новых трамвайных путей, реконструкция 97 километров старых, сотни новых единиц подвижного состава – это реально?

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О хроническом непонимании и лестнице раздора

Как известно, Народ дремучий и непросвещенный. Объясняют ему все в телевизере целыми днями, а он ни черта не понимает, ибо он – темный.  Давеча едва уберегли от него лестницу – парадную и достопамятную.

О космических мутациях и утраченном счастье

Как известно, деньги уже не те – проку от них ни на волос. Раньше бывалоче бабло побеждало зло и любые двери открывало. Ныне гибельно и мучительно стало с деньгами.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.