реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Марта 2019г., Вторник

Конец операции «Резидент»


Мэрия Нижнего Новгорода всё-таки будет судиться с антимонопольщиками в связи с отменой конкурса по выбору организатора школьного питания.

История замены старой схемы питания детей на новую дополнится еще одним эпизодом. Разумеется, родителям школьников и самим школьникам все эти «бодания», по большому счету, неинтересны – главное, чтобы наконец-то кормить начали хорошо. Но для журналистов, знакомых с инсайдерской информацией о ходе подготовки конкурса, особенно занимательно выглядит позиция руководителя Нижегородского УФАС Михаила Теодоровича. Честное слово, этой позиции позавидовал бы любой практикующий йог! Можно в качестве иллюстрации выбрать и менее тактичную киноцитату: «Жить захочешь – не так раскорячишься!»

Накануне Михаил Теодорович впервые публично высказался по поводу претензий ФАС к горадминистрации, и поводом стало фраза пресс-секретаря мэрии Бэлы Рубинштейн о том, что  документы на конкурс готовились «при активной консультационной поддержке регионального УФАС». Из этих слов получается, что местные антимонопольщики условия конкурса одобряли, а федеральные конкурс отменили. Конечно, Михаил Леонидович обязан был объясниться! Внешне его аргументы звучали, вроде бы, убедительно («кто-то в мэрии допустил техническую ошибку!»). Но это только если не знать предысторию.

Десять лет молчания

Начать нужно с того, что с конца 2000-х сфера школьного питания представляла собой теплый «междусобойчик», когда школы города кулуарно делились между двумя организациями, и за каждой стоял депутат городской думы. И все об этом знали! Знал, конечно, и Теодорович – и на вчерашнем брифинге даже не стал этого скрывать:

– До начала этого года вся эта история вообще существовала вне правового поля. Не было никаких правовых актов, которые регулировали бы этот процесс, – были прямые договора.

Закономерный вопрос: почему УФАС молчал по этому поводу десять долгих лет? Молчал и сам Теодорович, хотя «освоение» родительских денег без всяких конкурсов должно было уже давно стать предметом его пристального внимания. Но не стало – ни в конце 2000-х, ни в начале, ни в середине 2010-х.

Конечно, руководитель УФАС может объяснить свою способность «приподзакрыть глаза» на вопиющие нарушения тем, что никто за все эти годы ни разу не пожаловался в антимонопольные органы. Но почему же об этих нарушениях узнал ФАС России? Именно из Москвы в Нижний Новгород пришло поручение разобраться, после которого местное УФАС наконец зашевелилось.

УФАС и Лазарев

Приказ прямого руководства – штука серьезная, и всё же особой прыти руководитель УФАС не проявил. Но тут – спустя три месяца после директивы из Москвы – свое собственное обращение в УФАС с требованием дать оценку бесконкурсной схеме школьного питания направил депутат городской думы Нижнего Евгений Лазарев. Нашей редакции особенно приятно, что поводом для заявления стала статья «Репортёра-НН» «Питательный бизнес». Но это сегодня Михаил Теодорович благодарит Лазарева за активную гражданскую позицию, а прошлой зимой от обращений депутата пытались всячески откреститься.

Перво-наперво депутат обратился именно в головной офис ФАС, поскольку не верил в беспристрастность регионального руководителя. В 2017 году депутаты гордумы (в том числе и связанные с «питательным бизнесом») проголосовали за награждение Теодоровича званием «Почетный гражданин Нижнего Новгорода», и это, по мнению Лазарева, можно считать скрытой формой взятки.

Мы сразу написали заявление в Федеральную антимонопольную службу, в Москву, где указали, что у нас руководитель областного управления – почетный гражданин города, получает сто тысяч рублей из бюджета Нижнего Новгорода ежегодно. Поэтому мы хотели, чтобы рассмотрение этого вопроса состоялось не в Нижнем Новгороде, а в Москве, – объяснял Евгений Лазарев в очередной публикации «Репортёра-НН» на эту тему.

Но ФАСу тогда это разбирательство показалось неинтересным, и жалобы были спущены в ведомство Теодоровича. И тут началось откровенное затягивание решения, словно бы глава УФАС ждал чьей-то отмашки.

– Все интересующиеся люди уже поставили свой диагноз. Разбираться здесь, по большому счету, не с чем. Нарушаются и федеральные законы, и местное постановление думы. Вещи-то всё очевидные, проще решения и не может быть! – недоумевал Евгений Лазарев.

И только в середине мая 2018 года УФАС направило в мэрию требование устранить нарушение и проводить отбор организаторов питания по конкурсу. К этому времени администрация города уже и сама вела активные консультации по этой теме – в том числе и с горожанами на открытых встречах Владимира Панова.

Вовремя переобуться…

В итоге летом из трех возможных вариантов дальнейшей работы по школьному питанию был выбран вариант с единым городским организатором, для всех школ города. Одновременно было заявлено, что главное предприятие этой сферы – МП «ЕЦМЗ» – будет в ближайшее время акционировано, а в совет директоров войдут родители школьников.

Конечно, многие эксперты в сфере госзакупок сразу заметили, что мэрия считала бы наилучшим вариантом победу в предстоящем конкурсе именно муниципального предприятия «ЕЦМЗ» – но уже с новым руководством, новыми поставщиками, реструктурированным управлением. По всей видимости, в городской администрации просто опасались отдавать этот рынок недостаточно крупным или недостаточно проверенным организациям, поскольку в конечном итоге речь идет о здоровье детей. Эти доводы можно принимать, можно не принимать. Но самое интересное – Михаил Теодорович тоже был знаком с ними, еще на стадии формирования постановления мэрии о конкурсе. 

– Подготовка документов по постановлению № 1848 велась при активной консультационной поддержке регионального УФАС. Кроме того, пакет документов по конкурсным процедурам был отправлен для правовой и антикоррупционной оценки в городскую прокуратуру. Все замечания обоих органов были учтены, – сообщила пресс-секретарь мэра Бэла Рубинштейн.

В этом официальном сообщении не полностью раскрыт масштаб подготовительной работы. По информации «Репортера-НН», консультации по этой теме велись даже на уровне полпредства. И Михаил Теодорович лично принимал участие в межведомственных совещаниях – хотя сейчас он предпочитает говорить прежде всего об обмене документами с мэрией.

– Если это можно назвать консультационной поддержкой, то, видимо, у этого значения есть какие-то особенные смыслы, нам неведомые, – говорит Теодорович.

И всё же глава УФАС подтверждает, что сотрудники антимонопольного ведомства «неоднократно встречались» с представителями мэрии для обсуждения этой темы. Переводим на более понятный язык: именно руководитель УФАС лично снимал многие вопросы по поводу правомерности тех или иных формулировок в конкурсной документации. 

Пакет конкурсных документов шлифовался довольно долго. К моменту выхода на процедуру конкурсного отбора в мэрии были полностью уверены в ее легитимности. Никаких публичных предостережений от УФАСа на этом этапе не прозвучало, хотя господин Теодорович – человек красноречивый, умеющий привлечь внимание к своим словам. Стоило лишь собрать один брифинг и крикнуть в духе Гендальфа Серого: «Остановитесь, безумцы!» – и дальнейший ход событий мог бы быть совсем другим.

Но в итоге мы дождались совсем другой риторики - «А мы предупреждали!» - причем уже после отмены результатов конкурса Москвой.

Команда «ФАС», но не с первой попытки

Примечательно, что и Федеральная антимонопольная служба поначалу никак не отреагировала на обращение того, кто считал конкурс по школьному питанию «заточенным» конкретно под ЕЦМЗ. Речь, конечно, о частом герое публикаций «Репортёра-НН», активисте Александре Кулакове, который первым пытался оспорить конкурс, направив жалобы как в региональное УФАС, так и в ФАС России в Москве. Кулаков считал, что конкурс должен был проводиться по 44-му Федеральному закону, а не по 223-ФЗ. Жалобу в Москве оставили без внимания, как до этого проигнорировали и в региональном УФАС. При этом по другим госзакупкам, включающим интересы крупнейших госкорпораций и ведомств, у Кулакова множество побед на десятки миллиардов рублей, так что считать, что от него просто отмахнулись, нельзя. Видимо, до определенного момента в ФАС действительно не видели причины «возбуждаться».

Но затем вдруг появляется обращение некой частной фирмы «Грин рум» с теми же формулировками, что и у Кулакова – и ФАС принимает решение аннулировать конкурс. В чем причина столь резкой смены настроений? Чьи интересы представляет «Грин рум»? Вопросы, на которые мы вряд ли получим искренние ответы.

Конец операции

Теперь впереди суд, который в полной мере продемонстрирует, что у антимонопольщиков и мэрии Нижнего всё-таки принципиально разный подход к организации школьного питания. И лишний раз это подтвердил Михаил Теодорович, заявив на брифинге, что конкурентные торги (по 44-ФЗ) способны снизить стоимость закупки в среднем на 10%. При этом в мэрии изначально говорили, что не стремятся сэкономить на детском питании, предпочитая работать над повышением качества.

Казалось бы, почему не сэкономить? Но оборотная сторона российской системы госзакупок известна давно: побеждает тот, кто соглашается на наименьшую цену, а вот что будет предложено за эти деньги – уже лотерея. Плохо, когда эта лотерея влияет на сроки и качество, скажем, строительных работ, но в случае с расходами на детей лотерея должна быть исключена в принципе.

Михаил Теодорович с его багажом знаний в сфере госзакупок это, конечно, понимает. Но сейчас он в очень непростом положении, когда приходится рисковать. Рушится годами выстроенная система «работы под прикрытием». Ему всегда удавалось проявлять чудеса дипломатичности, сохраняя имидж борца с нарушениями и при этом оставаясь со всеми в теплых (иногда даже слишком теплых) отношениях. Это получалось, когда рынком школьного питания беспрепятственно рулили депутаты-бизнесмены, а УФАС делало вид, что всё в порядке. Чуть хуже пошли дела, когда стало ясно, что сохранить старую схему «питательного бизнеса» не получится – но и тогда УФАС отреагировало максимально мягким предписанием, никого конкретно не обвиняя. Казалось бы, и сегодня Теодорович привычно призывает «жить дружно» и не доводить дело до суда... Но не сработает – ситуация уже слишком черно-белая.

Александр Пичугин

Оригинал материала опубликован на сайте «Репортер-НН».

05.12.2018

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (16-28 февраля 2019 года)  

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину февраля 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 февраля 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину февраля 2019 года.

Тенденции

ВСМ - быть или не быть?

Уж больно могущественное лобби сложилось вокруг ВСМ.

Сергеев – в Удмуртию

Федеральный инспектор по Нижегородской области Григорий Сергеев станет главным федеральным инспектором Удмуртии.

Дискуссия

Широкий выбор

Камбэк понедельника. На Волге опять появились нефтяные пятна.

Сто дней Носкова

Сегодня исполняется сто дней, как Иван Носков официально стал мэром Дзержинска.

Реклама



Лукоморье

О сезонных волнениях

Как известно, весна – время особое. Хочется уже чего-нибудь разэдакое выкинуть для эмоциональной разрядки: наговорить благоглупостей, сдать красивый отчет, пошить много новых уголовных дел, костюмов и платьев.

О глубоком трепете и некоторых издержках

Вроде крутится Губернатор, вертится, все по высоким кабинетам похаживает, деньги выуживает, с небес на грешную землю почти не ступает. А тем временем местные шишки быстренько в штабеля укладываются.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.