реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
5 Декабря 2020г., Суббота

Нездоровая атмосфера


Нижегородским педагогам обещают повысить зарплату, однако в школах при этом останется нерешенным еще очень большой спектр проблем

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев за месяц до празднования Дня учителя заявил о необходимости поднимать уровень зарплаты педагогов и пообещал, что нижегородские учителя со временем будут получать столько же, сколько московские. Стремление у главы региона, конечно, похвальное, но есть и другая сторона медали. Возникает вопрос - за что? Не «зачем?», а именно «за что?»

Наверное, такого вопроса не возникнет у большинства людей, закончивших образовательные школы в советскую эпоху: как сами они уверяют, отношения между учениками и учителями были теплыми, а образовательная база выпускников куда более прочной, чем теперь. А вот у тех, кто покидал школьные стены в эпоху «первоначального накопления капитала» и последовавший за этим период, взгляд на проблему будет несколько иной.

Во-первых, возьмем уровень образования, который дети сейчас получают в школах Нижнего Новгорода. Когда они после окончания первого класса не знают, что такое времена года и которое из них сейчас – это нормально? Когда на уроке истории учитель говорит, что в 1917 году была не революция, а переворот, а потом на вступительных экзаменах в вуз абитуриент получает двойку за такой нестандартный взгляд на историю – это допустимо? Когда ученик сам находит доказательство теоремы, а ему ставят «удовлетворительно», потому что надо было не новые пути искать, а просто вызубрить учебник и повторить то, что там написано – это правильно?

Очень хочется надеяться, что такое происходит не во всех школах Нижнего. Но все-таки это характерно для большинства из них.

Во-вторых, возьмем проблему здоровья. Дети в период обучения в школе теряют здоровье, о чем красноречиво свидетельствуют статистические данные медиков. «Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния здоровья школьников, как сейчас», - предупреждает глава комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению, детский доктор Леонид Рошаль.

Можно, конечно, утверждать, что это исключительно влияние плохой экологии и долгие просмотры телевизора. Но если быть честными, то надо признать, что и школа вносит свою весомую лепту.

Между прочим, детям вредны перегрузки и переутомления. Почему-то об этом постоянно забывают не только учителя, но и родители. И всякие дополнительные уроки взрослыми только приветствуются, несмотря на то, что количество учебных часов для каждого возраста строго регламентировано.

В каждой школе найдется, как минимум, пара-тройка учителей, которые навязывают дополнительные занятия, причем, чаще всего за дополнительную плату. Посещение таких уроков обязательно для всего класса, а не только для тех, кто, может быть, сам того желает. Директора школ, конечно, об этом знают, но закрывают на это глаза, даже оправдывают. Хорошо ведь: у учителей зарплата маленькая, они хоть подработают, а дети по улицам бегать не будут – пусть занимаются, умнее станут. Так рассуждают специалисты, которые должны быть в курсе того, как тесно взаимосвязаны количество учебных часов и состояние здоровья ребенка.

Питание в школе – казалось бы, этот вопрос с учителями напрямую не связан. Если бы! В школе, например, которую заканчивала я, реальной возможности обедать не было. Нет, столовая, конечно, была. Но в нее ходили в основном учащиеся начальной школы, которых туда обязан доставлять сам классный руководитель. Ученикам же средних и старших классов объяснили, что «звонок звенит не для вас, а для учителя», то есть всем сидеть на месте, пока учитель не позволит идти. А он не позволит, пока до следующего звонка на урок не останется две минуты – ровно столько времени нужно, чтобы со всех ног добежать до кабинета, в котором начнется следующий урок. Нет, если кто-то такой голодный – может идти в столовую, только потом пусть не удивляется, что у него такие низкие оценки.

Ведь никто не может запретить учителю поставить двойку в журнал не за то, что ученик не выучил урок, а за то, что он нагрубил или ушел с урока, не получив на это разрешения. Чисто формально запрещено ставить оценки за поведение в графы, предназначенные для оценки знаний. Но кого это интересует?

В-третьих, проблема взаимоотношений между учениками и учителями. Когда проводили анонимный опрос на тему «Что больше всего мешает учителю в школе?», 80 процентов педагогов ответили: «Дети».

Право же, они просто были искренни.

То, что учителя постоянно говорят ученикам что-то вроде «вы все – дебилы», «никто из вас не сможет поступить после школы в вуз», «не знаю, как вы будете жить дальше, - вы никуда не поступите и работать вас никуда не возьмут», «вам всем нечего даже и думать идти в 11-ый класс – вы не потяните» и т.п. – это уже в порядке вещей.

И учащиеся верят. Потому что если бы им об этом говорил один учитель, то можно было бы отнести это на счет его тяжелого характера, но когда это говорят почти все преподаватели, тогда это звучит как приговор.

Пример из собственной жизни: перед нашим 11-м классом один из преподавателей выступил с речью, что, конечно, вузы нам не светят никак (целому классу!), но все равно можно устроить как-то свою жизнь – можно пойти в садовники, или еще есть лесной техникум – там конкурс маленький, лишь бы на положительные оценки сдать, так там можно выучиться на лесников…  

Совет остался невостребованным: практически все поступили в вузы, многие на настоящий момент даже закончили аспирантуры, ни один не стал ни садовником, ни лесником. Вот какова объективность оценки учителями учащихся.

Одна негативная оценка – это полбеды. А как быть с тем, что учителя стремятся психологически подавлять учеников? Методы воздействия есть, если только ребенок еще не стал совершенно асоциальным и не перестал пытаться встроиться в существующую систему жизни, которая предполагает, что всякий, рассчитывающий прожить нормальную человеческую жизнь и работать на нормальной работе, сначала должен окончить школу.

Когда 1 сентября дети идут с цветами, я думаю: «Насколько это искренне?» Мы тоже ходили с цветами, потому что на перекличке нас открытым текстом предупреждали: «Без цветов не приходить». Кто не хочет проблем, тот принесет цветы.

Да что цветы – это цветочки… Не сложились у класса отношения с одним из учителей, просто невмоготу нам было. Одна из родительниц посоветовала: «Напишите директору заявление с просьбой сменить вам преподавателя. Нельзя же так, когда на урок идут как на плаху…» Директор была иного мнения. Учителя нам не поменяли, девочку, чья мама дала совет, пришлось перевести в другую школу, преподаватель, против которого мы взбунтовались, взял реванш, сделав так, чтобы мы раскаялись в том, что посмели искать защиты…

Как показывает жизнь, соотношение плохих и хороших педагогов в школах примерно 10:1. К счастью, это компенсируется противоположной тенденцией в вузах.

Говорю это не к тому, что повышать зарплату учителям не стоит, а к тому, что не надо сводить все только к уровню зарплаты педагогов: только такими мерами ничего не исправишь. В школах царит нездоровая атмосфера и в ней растут наши дети, и нас это устраивает – вот в чем проблема.

Татьяна Елькина

Оригинал этого материала опубликован на ленте «АПН – Нижний Новгород».

22.09.2006

Контекст

Аналитика

Стимул не остаться

Нижегородская область заняла 32-ое место в рейтинге регионов по уровню зарплат.

Нижегородская область: тенденции, новации и перспективы избирательной кампании 2021 года

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 19 нобяря 2020 года.

Тенденции

Экопроекты буксуют

Экология – одно из значимых направлений жизни города. В 2020 году в Нижнем Новгороде внимания ему уделялось заметно меньше, чем в предыдущем.

Сквозь призму нового авто

Большинство нижегородских семей не может позволить себе такую покупку.

Дискуссия

С большим скрипом

В связи с ситуацией с коронавирусом нижегородские школы частично вернулись к дистанционному обучению, и в этом есть свои плюсы и минусы.

Не хватает приземленности

Половина жителей Нижнего Новгорода (51 процент) считает экологическую обстановку в городе нормальной, еще 10 процентов считает ее хорошей.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О проверенных средствах для отмороженных

Как известно, эпидемия свирепствует в стране, в Городе и на всем земном шаре. От нее ни заклинания в телевизере, ни скорая, ни походы в бассейны не помогают.

О вертлявости жизни и зловонном влиянии

Был Кондрат Головою когда-то в эпоху двуглавия. Поначалу все его радостно превозносили. А потом все дружно приостыли к Кондрату.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.