реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница

Между сетью и мини-маркетом


Малый бизнес и крупные торговые сети ведут свою борьбу за покупателей, обвиняя друг друга в многочисленных нарушениях правил торговли. А как эта война выглядит со стороны рядового покупателя?

Внешний вид и среда обитания

Мини-маркет нередко становится – пусть и невольно – средоточием чего-то нездорового. Если в мини-маркете продают алкоголь и сигареты, рядом с ним начинают околачиваться местные «алкоголики и тунеядцы» в надежде повстречать друга и напроситься в собутыльники, стрельнуть сигарету у кого-нибудь, кто выйдет с только что купленной пачкой. Если очень приспичит, то и денегь начинают просить у входящих-выходящих, ведь ясно же, что не с пустым кошельком люди идут в мини-маркет. Если сооружение стоит рядом с подъездом или детской площадкой, это начинает напрягать местных жителей, которые недовольны, что дети играют рядом с поддатыми мужиками, или самим приходится ходить каждый день мимо с надеждой заглядывающих в глаза пропащих граждан. Тем более что подчас просительность сменяется агрессивностью – в зависимости от того, насколько удачен был день в плане добывания спиртного.

Где удобны такие сооружения – так это на остановках. Идешь с работы, жара – купил воды, идешь на работу – вспомнил, что чай закончился, купил. Никто не толпится и не скапливается, приезжают и уезжают, решая попутно свои маленькие проблемы.

Современный торговый центр для прицельного похода за покупками более удобен, поскольку в одном месте сосредоточены разные сразу несколько магазинов. Покупатель имеет возможность, не тратя дополнительное время на разъезды, выбрать из целого ряда товаров, а также совместить покупку еды с приобретением медикаментов, одежды, подарков и сувениров, заодно посидеть с семьей в кафе или сходить в кино. И никаких асоциальных элементов вокруг. Казалось бы, удобно. Но это только на первый взгляд.

Начинаешь смотреть прицельно и выявляется множество нюансов. ТЦ «Седьмое небо» не имеет удобных пешеходных подходов: идешь вдоль какой-то заводской стены, надеясь, что рядом не промчит широкая фура, которая тебя сметет, когда кончается стена – начинаются зыбучие пески. Ясное дело, надо приезжать на своей машине, но далеко не каждый нижегородец ее имеет. Как люди пойдут обратно месить этот песок с покупками? Правильно, они никак не пойдут. Одной попытки посещения им будет вполне достаточно.

Или ТЦ «Сочи» - отличается своей удивительно планировкой. Он практически не имеет сквозных помещений. Заходите в одну дверь – понимаете, что попали не туда, куда хотели. И что для попадания в другое место надо выйти и снова зайти – уже в другую дверь. Делаете так – опять не туда. Решаетесь спросить у администратора. Он отвечает: «Здесь такого магазина нет». Вы говорите: «Как же? У вас же прямо на стене ТЦ написано его название!» «Да? Ну не знаю», - и дальше разгадывает свой кроссворд. Если вы очень терпеливый человек и у вас времени – не меряно, или вы точно знаете, что здесь продают, а больше нигде, то, можно продолжать пробовать заходить в разные двери, пока однажды не попадете туда, куда хотели. Учтите, что на вас еще персонал будет посматривать как на душевнобольных, поскольку вы вошли, обвели все недоумевающим взором (вроде опять совсем не то, что надо) и ушли. Если на досуге нечем будет заняться, то вот современное развлечение: найди нужный магазин в торговом центре.

Принцип шаговой доступности

Мини-павильоны не предоставляют такого уровня комфорта, как торговые центры, где размещаются торговые сети. Зато мини-маркеты находятся рядом с домом. В идеале человеку удобнее купить рядом, чтобы не тратить время и деньги на проезд. Чтобы не приходилось таскать тяжести на большие расстояния. И стоять в пробках. Опять же – автомобили не у всех, а многие люди пенсионного возраста по состоянию здоровья не могут себе позволить закупаться на месяц вперед в отдаленном от дома торговом центре – носить тяжести им уже нельзя.

В общем-то, даже те, у кого есть машины, и те, кому еще можно перегружать позвоночник, с удовольствием бы закупались рядом с домом, если бы предлагаемые продукты соответствовали запросам потребителей по цене и качеству.

Цены

Политику цен однозначно выигрывают торговые сети. В Нижегородской области, только по официальным данным, порядка трети населения находятся за чертой бедности или балансируют на грани. Для них, конечно, каждый рубль на счету. И они предпочитают делать заезды пару раз в месяц в какой-нибудь «Ашан», чтобы на те же деньги купить больше, чем они могли бы в своем ближайшем мини-маркете. Они не думают о том, что будет, если лет через пять сети вытеснят мелкую розницу и начнут диктовать свои цены, зная, что ничего на этом не потеряют. Бедные не могут себе позволить роскошь поддерживать малый бизнес из принципа.

Кстати, более состоятельные горожане тоже предпочитают отовариваться дешевле, особенно если ТЦ располагается по пути домой или на работу, исключая необходимость специальных вылазок за продуктами и дополнительных расходов на бензин. Конечно, эта категория покупателей могла бы покупать и дороже, их благосостояние от этого не пошатнулось бы, но и сэкономить они не против: деньги лишними не бывают и всегда найдется, куда потратить сэкономленное.

Качество и ассортимент

В плане качества периодически влипают и те, и другие. По субъективным ощущениям, у розничной торговли проблемы с качеством случаются чаще. Может быть, все дело в том, что мне не повезло, и в мини-маркете по соседству все время продают просроченную сметану, несъедобные пельмени и пирожные, по которым бегают муравьи.

Впрочем, доводилось нарываться и в сетевых магазинах. В «Райцентре» приобрел шоколадку с белыми червячками (видимо, какими-то мелкими личинками). Кассир флегматично сообщила, что «они теперь все такие», но деньги вернула. В ближайшем «Народном» вечно упражняются в том, как бы запаковать битые яйца так, чтобы продать как нормальные, а в наборы уже завешенного лука всегда кладут одну гнилую луковицу – не пропадать же добру… Там же встречается зеленый «Российский» сыр, а в «О кей» едва не купил зеленое мясо…  

Никто не безупречен, тем более, когда речь идет о продуктах питания, которые требуют особых условий хранения и могли пострадать как на складе, так и при неудачной транспортировке. И все же, как показывает жизненный опыт, покупки из киосков и павильонов расстраивают чаще, чем из сетевых магазинов. Может быть, живи я в другом микрорайоне, мой опыт был бы противоположным.

В плане ассортимента, конечно, выигрывают те, у кого больше торговые площади. Самые большие площади имеют такие сети как «Ашан», Real, «Лента», «О кей». На более скромных площадях при всем желании не разместить широкого ассортимента. Впрочем, покупатели не сильно гонятся за разнообразием, если в линейке товаров имеется один-два из тех, которые устраивают. Поэтому «Райцентр», «Пятерочка», «Магнит», Spar, и т.п. имеют свою неплохую долю на рынке продуктов питания.

Индивидуальный подход

Казалось бы, вот показатель, по которому розничная торговля точно берет верх над сетями. Люди приходят часто, годами, их узнают в лицо. В то время как в большом магазине – ты один из тысяч покупателей. Но при ближайшем рассмотрении опять начинаются нюансы.

Конечно, в сетевом магазине могут выложить на полки товар, который не пробьется на кассе, потому что его наименование с ценой еще не заносили в базу. Могут и налепить неправильный ценник или вовсе не указать цены. Но, по крайней мере, ты понимаешь, что кассир не виноват в том, что чего-то не так положили или приклеили, и никакого зла, пробивая эту цену, он тебе не желал. Во-вторых, всегда можно проверить цены по чеку и вернуть товар, который не удовлетворяет по цене. В-третьих, многие магазины уже устанавливают специальные устройства, благодаря которым покупатель может узнать цену товара, который вызывает сомнения, не доходя до кассы.

А если вас обсчитывают в мини-маркете, то тут вам не на кого списать данный эпизод, кроме как на того самого продавца, который вас обслуживает. Он знает, что вы тут живете поблизости, и что придете еще не раз, и что вы считать умеете - догдадывается, но это ему не мешает. А если будете качать права, то с презрением швырнет вам в лицо ваши же кровные пять рублей, и прибавит что-нибудь типа: «Господи! Ну что за люди! Из-за каждой копейки удавиться готовы!» Если у кого есть желание и силы, то можно вступить в словесный поединок и доказывать, что копейка или не копейка, но ваша, и обсчитывать вас не имеют права. А если нет желания эпизодически вызывать на себя шквал недоброжелательности?

Или мы редко сталкиваемся с хамством продавцов? Покупатель спрашивает, продавец отвечает сквозь зубы себе под нос, покупатель переспрашивает, и ему этот ответ уже орут в лицо. Разве это редкая картина? Понятно, что продавцы тоже люди, и у них бывают нервные срывы, и покупатели тоже разные, и иной раз именно из-за них эти срывы и случаются… Поэтому гораздо удобнее большой супермаркет самообслуживания, где сам берешь то, что надо, никого не нервируешь, и никто не нервирует тебя. Остаешься одним из безликих покупателей.

Мини-маркеты и киоски с хорошими продавцами – встречаются, да. Но гораздо реже, чем хотелось бы.

Если все суммировать

Пока преимущество, скорее, на стороне торговых сетей. Понятно, что это во многом объясняется тем, что сетевики располагают гораздо более значительными финансовыми ресурсами. Опять же на их стороне городские власти – уже в силу того, что они располагаются в торговых центрах, которые высаживают рядом цепочку деревьев и оборудуют автостоянку – это скромный вклад в городское благоустройство, в то время как толпящиеся возле распивочных асоциальные граждане, скорее, мусорят и напрягают своим присутствием жителей близлежащих подъездов. Конечно, киоски и мини-маркеты – это еще и рабочие места, и налоги, заплаченные в бюджет. Но рядовой покупатель об этом не думает. Он хочет покупать качественно, дешево и с относительным комфортом.

Иван Измайлов

18.05.2012

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.