реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
23 Апреля 2024г., Вторник

Европейская Хартия и российское самоуправление


Можно ли передать часть полномочий муниципалитетов региональному правительству?

В нижегородских СМИ разворачивается дискуссия о возможности и целесообразности «добровольной» передачи части полномочий местного самоуправления региональным органам государственной власти. При этом часто ссылаются на Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ. Но, как показывает опыт подобных дискуссий в других регионах, настанет день, когда прозвучат ссылки и на Европейскую Хартию местного самоуправления как на международно-правовой источник российского муниципального права.

Что же такое Еврохартия?

Ссылки на Европейскую Хартию местного самоуправления как на источник российского муниципального права актуальны как в науке, так и в средствах массовой информации. Являясь обобщением многогранного европейского опыта организации местного самоуправления,  Хартия служит идеальной моделью, на которую ориентируются в развитии муниципального права страны Европы, включая Россию. Поэтому она интересна не только как нормативно-правовой акт, но и как своего рода законодательный манифест, определяющий идеологию местного самоуправления как формы народовластия и методологию разработки других актов, содержащих нормы муниципального права. В этом смысле Хартия может рассматриваться в качестве декларации, позиционирующей местное самоуправление в системе публичного управления современной Европы.

Таким образом, Европейская Хартия местного самоуправления может и должна рассматриваться в следующих ипостасях.

·           Как международно-правовой договор, служащий источником международного права и одновременно права государств, подписавших и ратифицировавших этот договор в установленном их законодательством порядке.

·           Как нормативно-правовой акт, являющийся непосредственным источником норм муниципального права.

·           Как политико-правовая декларация, выражающая идеологию европейского местного самоуправления и методологию развития муниципального права европейских стран.

Несмотря на очевидную важность всестороннего изучения Европейской Хартии местного самоуправления, этот документ остается относительно малоизученным в отечественной юридической науке, что находит отражение и в учебной литературе. Так, в ряде учебников по курсу муниципального права рассмотрению Хартии посвящено только несколько страниц,  а в наиболее обширном учебнике Европейского права данный документ вообще не рассматривается.  Не удивительно, что в средствах массовой информации на Хартию ссылаются не всегда корректно. Зачастую в публицистике заметно непонимание международно-правовых норм, содержащихся в этом документе, а некоторые публикации вообще заставляют задуматься, а читали ли их авторы текст Хартии.

В настоящей статье-консультации раскрываются структура и содержание Европейской Хартии муниципального права, а также ее значение для законодательства Российской Федерации именно с точки зрения юридического анализа международных договоров РФ, являющихся источниками отраслевого права.

Европейская Хартия Местного самоуправления как международно-правовой договор

Европейская Хартия местного самоуправления является основным международным источником правового регулирования сферы местного самоуправления.  По своей юридической природе она является международно-правовым договором, и поэтому Хартию следует применять, учитывая особенности такой формы нормативно-правового акта.

В частности, следует иметь в виду особую важность Преамбулы Хартии, поскольку по общему правилу все сомнения, возникающие при толковании конкретных положений, содержащихся в тексте международно-правового договора, должны толковаться с учетом Преамбулы толкуемого договора. А именно:

·           Ни одно толкование не должно противоречить ни одному из принципов, сформулированных в Преамбуле;

·           Если возможно толкование, прямо соответствующее одному из принципов, сформулированных в Преамбуле, то именно такое толкование и следует предпочесть всем прочим.

В случае с Европейской Хартией местного самоуправления такой подход к толкованию тем более обоснован, что сама Хартия является юридической конкретизацией другого документа - Декларации принципов местного самоуправления, датируемой 1968 годом. Последовавшие многолетние и многораундовые консультации привели в 1981 году к выработке текста Хартии. Еще 4 года ушли на его доработку. И только в июне 1985 года в Страсбурге Европейская Хартия местного самоуправления была принята Комитетом министров Совета Европы в форме конвенции 15 октября 1985 года.

Открытый характер конвенции позволил ряду стран присоединиться к Хартии. В частности, от имени России Хартия была подписана 28 февраля 1996 года, ратифицирована федеральным законом в 1998 году и вступила в силу с 1 сентября 1998 года. 

Из факта ратификации Хартии и вступления ее в силу на территории РФ нередко делается вывод о необходимости неукоснительного выполнения всех требований Хартии органами государственной власти и местного самоуправления РФ.  Однако, во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления, как и многие другие "проектные" документы Евросоюза, является несамоисполнимым международным договором, для реализации которого требуются серьезные изменения в национальных правовых системах государств-участников договора, а эти изменения невозможно и даже опасно производить в сжатые исторические сроки.  Поэтому присоединение к несамоисполнимым международным договорам требует от присоединившихся стран а) не предпринимать действий, противоречащих целям и принципам договора, изложенным в его Преамбуле и б) по мере возможности последовательно вносить изменения в национальное законодательство, направленные на все более полную реализацию положений договора.

А во-вторых, в тексте самой Хартии указано, что ее участники должны выполнять отнюдь не все требования, а только определенное их количество.  И сами нормы в значительной части относятся к так называемому мягкому международному праву.  Отметим, что такой подход характерен для несамоисполнимых договоров вообще и для "проектных" документов Единой Европы в частности.

Подробнее об особенностях корреляции правовых норм, содержащихся в тексте Европейской Хартии Местного самоуправления, с российским законодательством будет сказано ниже. Здесь же важно подчеркнуть, что Комитет министров Совета Европы, принявший Хартию, сознательно и целенаправленно создал ее не как свод императивных норм, но как инструмент формирования и реализации единой юридической политики в сфере местного самоуправления, оставляя за присоединившимися государствами большую свободу маневра при реализации такой политики.

Структура и основное содержание Европейской Хартии местного самоуправления

Европейская Хартия местного самоуправления представляет собой относительно небольшой по объему документ, состоящий из Преамбулы и 18 статей , сгруппированных в три части.  Статьи озаглавлены, части заглавий не имеют. Статья 1 не включена ни в одну из частей и размещена непосредственно после Преамбулы.

В Преамбуле изложены общие принципы местного самоуправления, разделяемые органами государственной власти договаривающихся государств. Первыми названы цели формирования Единой Европы, причем "заключение соглашений в области управления" называется одним из средств, служащих достижению цели объединения Европы.

Остальные формулировки Преамбулы характеризуют местное самоуправление как самостоятельную демократическую ценность и как эффективный механизм народовластия. В частности, декларируется, что "органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя", причем участие граждан в местном самоуправлении фактически признается одной из форм их участия в государственном управлении. Так, говорится, что "право граждан участвовать в управлении государственными делами… наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне".

Органы местного самоуправления видятся авторам Хартии как "пользующиеся значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций".

Основное содержание местного самоуправления раскрывается в части I характеризуемого документа, состоящей из десяти статей (ст. 2 - 11). Статья 2 устанавливает, что "принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства".

Статья 3 (ч. 1) содержит определение местного самоуправления, под которым понимается "право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения".

Статья 3 (ч.2) дает больше всего поводов для политических споров, поскольку устанавливает, что местное самоуправление "осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом".

Статья 4 требует установить основные полномочия органов местного самоуправления в конституционном или ином законодательном порядке. Допускается делегирование органам местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти по решению конкретных задач.

Статья 5 специально посвящена защите границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, и в частности устанавливает, что "изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом".

Статья 6 закрепляет за органами местного самоуправления право самостоятельно определять собственную административную структуру, не нарушая при этом более общих законодательных положений, а также устанавливает основы муниципальной службы, при этом главными критерием подбора кадров называются личные достоинства и компетентность.

Статья 7 устанавливает основы статуса местных выборных лиц, причем главным принципом провозглашается возможность свободного осуществления мандата. Предусматривается денежная компенсация расходов в связи с осуществлением мандата, а также указывается, что "функции и деятельность, не совместимые с мандатом местного выборного лица, могут устанавливаться только законом или основополагающими правовыми принципами".

Статья 8 предусматривает возможность административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, однако жестко ограничивает такой контроль. В частности, оговаривается, что "любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом" и, "как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов".

Самая объемная статья Хартии - статья 9 - посвящена, как и во многих документах Единой Европы, финансовым вопросам. Наиболее общие принципы финансирования местного самоуправления сводятся к тому, что "органы местного самоуправления имеют право… на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий" и что "финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом". Вместе с тем, признается неизбежность неравенства финансовой обеспеченности муниципалитетов. В связи с этим рассматриваются принципы государственной бюджетной поддержки местного самоуправления.

"Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов", - заявляется в Хартии. Однако тут же оговаривается, что "такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции".

Дабы избежать увязывания финансовой помощи муниципалитетам с принятием ими тех или иных конкретных решений, авторы Хартии заявляют, что "предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться для финансирования конкретных проектов". "Предоставление субсидий не должно наносить ущерба основополагающему принципу свободного выбора органами местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции", - декларируется в Хартии.

За органами местного самоуправления признается право на сотрудничество в рамках закона и право на ассоциацию, что указывается в статье 10. Наконец, статья 11 признает за муниципалитетами право на судебную защиту. Таковы вкратце основные тезисы, определяющие правовой статус местного самоуправления в европейских странах.

Часть II Хартии вкупе со статьей 1 посвящена обязательствам и оговоркам, а часть III традиционно содержит так называемые заключительные положения, связанные с вступлением договора в силу и его действием во времени и пространстве, а также информационным и техническим вопросам. Заключительные положения в рамках данной темы не рассматриваются, а рассмотрению обязательств посвящена часть II настоящей статьи, поскольку нормы, содержащиеся в ее статьях, предусматривают большую свободу политико-юридического маневра для стран, присоединившихся к конвенции, в том числе, и Российской Федерации.

Здесь же уместно обобщить сказанное о структуре и основном содержании Хартии, сделав вывод, что в Преамбуле и статьях рассматриваемого документа сформулированы основные принципы местного самоуправления и наиболее важные нормы юридического регулирования этой сферы общественных отношений.

Значение Европейской Хартии местного самоуправления для законодательства РФ

Как отмечалось выше, Российская Федерация присоединилась к Европейской Хартии местного самоуправления путем подписания и последующей ратификации. Однако это не значит, что все положения Хартии должны немедленно и неукоснительно выполняться на территории РФ. Можно указать на три группы ограничений юридической силы Хартии и ее отдельных положений на территории РФ.

Первая группа ограничений проистекает из высшей юридической силы Конституции РФ и Федеральных Конституционных законов по отношению к ратифицированным международным договорам РФ.

В политической и правовой публицистике принято ссылаться на статью 15 Конституции РФ, часть 4 которой гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Однако часть 1 той же статьи Основного Закона устанавливает, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ".

Поскольку в соответствии с федеральным законом № 101-ФЗ от 15.05.1995 "О международных договорах Российской Федерации" ратификация международных договоров Российской Федерации производится в форме принятия федерального закона, то такой закон не может иметь высшую юридическую силу ни по отношению к Конституции РФ, ни по отношению к Федеральным Конституционным законам. Федеральный закон, ратифицирующий международный договор РФ, создает такие юридические последствия, которые связаны с превращением правовых норм, содержащихся в ратифицируемом международном договоре, в нормы федерального закона. Вместе с тем, из смысла статьи 15 (ч. 4) Конституции РФ следует, что международный договор РФ, ратифицированный федеральным законом, будет иметь высшую юридическую силу по отношению к прочим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, обладающим менее высокой юридической силой.

Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в ратифицированных международных договорах РФ должны применяться, если они не противоречат Конституции РФ и Федеральным Конституционным законам РФ. В случае с нормами Европейской Хартии местного самоуправления речь идет, очевидно, о нормах, содержащихся в статьях главы 8 Конституции РФ.

Вторая группа ограничений связана с не обязательностью немедленного исполнения всех правовых норм, содержащихся в ратифицированных международных договорах, обладающих признаками несамоисполнимых договоров, о чем говорилось выше.  Осознавая, что Европейская Хартия местного самоуправления окажется несамоисполнимым договором для государств, которые присоединятся к конвенции,  авторы Хартии предусмотрели в ее тексте механизмы постепенной реализации отдельных ее норм в разных государствах.

Поэтому третья группа ограничений юридической силы Хартии вытекает из текста самого этого документа. Так, уже статья 1 устанавливает условный характер соблюдения обязательств, содержа отсылочную норму на статью части II того же документа: "Стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии".

Упомянутая в отсылочной норме статья 12 (ч. 1) требует от государств, подписавших Хартию, соблюдать отнюдь не все пункты части II, а только 20 из них, хотя оговаривается, что 10 пунктов должны относиться к числу наиболее принципиальных, список которых приводится в той же части статьи 12. Часть 2 той же статьи свидетельствует, что пункты, которые будут соблюдаться с момента присоединения к Хартии, каждое государство выбирает самостоятельно, и при сдаче ратификационной грамоты на хранение уведомляет Генерального секретаря Совета Европы о том, какие именно пункты выбраны. Впоследствии те же государство может уведомить Генерального секретаря Совета Европы о принятии на себя обязательства по соблюдению еще одного или нескольких пунктов, и такие обязательства рассматриваются как составная часть ратификации.

В тексте части II Хартии предусмотрено еще одно важное ограничение ее действия в зависимости от воли государств, подписывающих конвенцию. Так, статья 13 декларирует, что "принципы местного самоуправления, содержащиеся в настоящей Хартии, распространяются на все существующие на территории Стороны (имеется в виду договаривающаяся сторона, то есть, государство, подписывающее конвенцию. - И.Ю.) категории органов местного самоуправления". Но и здесь есть возможность ограничения: "При сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении каждая Сторона может указать категории органов местного или регионального самоуправления, которыми она намерена ограничить применение настоящей Хартии, или те категории, которые она намерена исключить из сферы применения Хартии".

Наконец, в тексте части III, трактующей заключительные положения, также имеется возможность ограничения действия Хартии, сформулированная в форме территориальной оговорки. Статья 13 предусматривает, что "в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии, одобрении или присоединении к Хартии любое государство может указать территорию или территории, в отношении которых будет применяться настоящая Хартия".

Итак, Европейская Хартия местного самоуправления имеет важное значение для законодательства Российской Федерации, являясь международно-правовым источником российского муниципального права. Однако Конституция РФ и Федеральные Конституционные законы РФ имеют по отношению к Хартии высшую юридическую силу, что касается, в том числе, и правовых норм, содержащихся в статьях главы 8 Конституции РФ. Кроме того, самим текстом Хартии определено, что с момента ее ратификации государство обязано соблюдать не все нормы, а только изложенные в определенном числе пунктов текста Хартии.

Несмотря на указанные ограничения, руководство Российской Федерации придает большое значение постепенной реализации положений Хартии, которая признается ориентиром развития муниципального права России. Об этом свидетельствует и тот факт, что проект нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  прошел экспертизу в европейских экспертных организациях, в том числе, на предмет соответствия духу и букве Европейской Хартии местного самоуправления. Об этом сообщил один из разработчиков законопроекта Дмитрий Козак: "Проект закона прошел тщательную экспертизу на соответствие Европейской хартии местного самоуправления и получил у международных экспертов абсолютную поддержку и с точки зрения формально юридической, и, главное, с точки зрения его большей эффективности и реалистичности по сравнению с ныне действующим законом".

Текст Хартии можно прочитать здесь.

18.04.2006
Иван Юдинцев

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.