реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
22 Января 2022г., Суббота

Концепция современного детства


Условности и безрадостности от рождения до совершеннолетия. Дню защиты детей посвящается

Какое оно – современное детство? В чем его права, возможности, радости, интересы?

Несколько характерных особенностей можно вычленить, причем, все они имеют общую тенденцию – негативную.

Современное детство состоит из череды отбывания сроков: в детском саду, в начальной школе, в средней школе. Причем, львиная часть времени, проводимого детьми в этих учреждениях, тратится абсолютно бездарно. За эти десять и более лет ребенка можно научить очень многому, обнаружить и развить все его способности если не до предела, то до весьма значимых результатов. Но ничего подобного не происходит. Не под это заточена дошкольная и школьная образовательная система.

Основное, к чему приучают детей, это к умению подстраиваться под условности и шаблоны. Со всех требуется все одинаковое, требуется воспроизведение того, что показал педагог, и именно на том уровне, на котором он сам может это делать. Впрочем, можно на более низком, но ни в коем случае – не на более высоком. Слишком способных и слишком своеобразных у нас не приветствуют. А вот умение слиться с массой, с коллективом и не выделяться – это и удобно, и в чести.

То, что уровень реальных знаний ребенка и живость его ума не имеют никакого значения в системе образования, показывает уже тот факт, что в группу детского сада или класс школы ребенок зачисляется автоматически – в соответствии со своим годом рождения, а не как не с учетом его личного уровня развития. В случае тотальной неуспеваемости на следующий год ребенка оставят в том же классе (вместо того, чтобы сразу поместить его в соответствующий его уровню знаний), в случае безусловной успеваемости и даже опережения никто его через класс или два переводить не будет – пусть учится вместе со всеми, хотя для него это будет топтание на месте и регресс. Исключительные случае бывают, но они обычно инициируются слишком дотошными родителями, которые вообще-то редкость, а самой системой передвижение вперед по уровню реального образования не предусмотрено.

Зато предусмотрена неизбежность прохождения через нее. Чтобы получить возможность учиться в вузе, необходимо получить аттестат о полном среднем образовании. Чтобы получить возможность получить полное среднее образование, надо получить аттестат о неполном среднем образовании. Система не подразумевает выпускание кого бы то ни было из-под своего контроля. Наверное, с удовольствием бы ввели и обязательное прохождение через систему дошкольного образования, держа всех подрастающих граждан с младенчества под контролем и укладывая в единое прокрустово ложе, если бы не проблема с нехваткой мест в детских садах. Она оставляет небольшую лазейку для тех, кто хотел бы дать своим детям не казенный набор условностей, а что-то более живое. Но эта поблажка временная – лишь на дошкольный период, и далеко не все родители могут ею воспользоваться, поскольку материальной возможности посвятить себя воспитанию ребенка государство женщине не предоставляет, а зарплаты мужа (если он вообще есть) на всех может не хватить.

Можно, конечно, говорить замечательные слова о том, что детский сад приучает ребенка находиться в коллективе, а родители только портят детей, балуя их и сюсюкая над ними. В этих словах даже есть некоторая доля правды. Но вся эта сомнительная польза нивелируется той суммой отрицательного, которая получается в детском саду в виде дурных примеров от других детей, равнодушия и несправедливости воспитателей, принудительного питания, сна, полного неучитывания способностей и индивидуальных особенностей ребенка.

Удивительно сказать, но в детских садах до сих пор все происходит по шаблонам, установленным еще в советские годы. Педагогика уже шагнула так далеко, уже разработано столько оригинальных и действенных методик, сделано столько наработок – но все они остаются достоянием единиц педагогов-фанатиков, и так и не получили массового распространения в системе государственного дошкольного образования.

Упускается такое количество возможностей, что если задуматься об этом хоть не надолго, становится так горько за бесцельно и безрадостно прожитые и проживаемые детьми годы. Один маленький пример (из огромного перечня, который можно было бы приводить): способности детей к бессознательному усвоению системы языка наиболее обострены до пятилетнего возраста. Именно в это время они могут с легкостью усвоить, кроме родного, еще два-три иностранных языка. Разумеется, не в виде свода правил и таблиц, а также, как и родной – бессознательно, на слух, на интуицию, на бессознательное запоминание, в виде стихов и сказок, в виде развлекательных игр.

Конечно, все эти известные и вычисленные, доказанные и проверенные возможности идут прахом, а вот в семь лет, когда ребенок уже практически усвоил родной язык и мозг его переключился с обостренного усвоения лингвауровня на усвоение другого материала, вот тогда в детей начинают насильно вдалбливать первые таблицы спряжения неправильных глаголов иностранного языка, которые в переориентированный (самой природой) на другие задачи мозг категорически не лезут. И вместо естественного, игрового, приятного усвоения происходит укоренения навыка вдалбливания и зазубривания того, что мозг отторгает.

Из всего этого планомерно складывается насилия, принуждения – морального, а порой и физического. Вся система детского образования призвана приучить мыслить шаблонно, исключить возможность появления индивидуального мировоззрения. И с этим ребенок сталкивается фактически все свое детство, изо дня в день. Таким образом, детство складывается довольно безрадостно. Постоянное подавление активизирует агрессивные эмоциональные выплески, так что хроническая детская и подростковая агрессия отнюдь не случайны, а заранее срежиссированы самой системой образования. Те, кто демонстрирует агрессию – еще не в достаточной мере подавлены и управляемы, их за счет этих выплесков можно выявить и дополнительно обработать.  

При подобном раскладе не удивительна бешеная популярность среди детей компьютерных игр: это ярко выраженная потребность уйти от реальности, хотя бы на время оказаться в мире более комфортном, где герой, с которым идентифицирует себя играющий ребенок, обладает определенной свободой действий.    

В реальной же жизни – свободы выборы нет. От ребенка все время требуется, чтобы он терпел. Ему скучно, он уже все это знает – пусть терпит, пока это рассказывают другим, кто еще не знает или не понял, терпит и посещает уроки, хотя в этом никакого смысла нет. Педагог не обладает способностью объяснить свой предмет – ребенок так же должен терпеть, а не требовать смены преподавателя. За терпение ему выдадут аттестат, который позволяет при желании получить высшее образование. И вообще терпение – полезная добродетель для гражданина: потом он может терпеть на работе, что там скучно, и начальник самодур, и мало платят, и так, терпя, доработать до пенсии. А на пенсии он также может терпеть, перебиваясь с копейки на копейку до тех пор, пока ни помрет.

К сожалению, избавить ребенка от школы – нелепой и несовершенной, и часто не только бесполезной, но и вредной – невозможно. Во всяком случае, страшно, что он останется с перспективой быть только лишь дворником. И потому детей в школу все-таки приходится отдавать. Задача родителей при этом – минимизировать вред школы. Им следует понимать, что все, что они сами своим детям не додадут – им никто не возместит.

Ирина Измайлова

29.05.2009

Контекст

Аналитика

О поисках гармонии и самосовершенствовании

Нельзя сказать, что проведенные Никитиным изменения определили основной вектор развития региона на длительную перспективу.

Всего лишь приятная оценка

Повышение кредитного рейтинга не принесет Нижегородской области никаких выгод.

Тенденции

Хлопоты и похмелье

Как влияет на жизнь обычного человека его день рождения? И с городами та же история.

Похвастаться нечем

Российский экологический оператор включил Нижегородскую область в тройку лидеров «Зеленого рейтинга», но...

Дискуссия

Экология: без прорывов

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года.

Бизнесмен без завещания опасен для своей семьи

Старую истину подтверждают новые истории Босова, Трубникова и Бурлакова.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.