![]() |
|
2 Июня 2023г., Пятница |
|
![]() |
Концепция современного детстваУсловности и безрадостности от рождения до совершеннолетия. Дню защиты детей посвящаетсяКакое оно – современное детство? В чем его права, возможности, радости, интересы? Несколько характерных особенностей можно вычленить, причем, все они имеют общую тенденцию – негативную. Современное детство состоит из череды отбывания сроков: в детском саду, в начальной школе, в средней школе. Причем, львиная часть времени, проводимого детьми в этих учреждениях, тратится абсолютно бездарно. За эти десять и более лет ребенка можно научить очень многому, обнаружить и развить все его способности если не до предела, то до весьма значимых результатов. Но ничего подобного не происходит. Не под это заточена дошкольная и школьная образовательная система. Основное, к чему приучают детей, это к умению подстраиваться под условности и шаблоны. Со всех требуется все одинаковое, требуется воспроизведение того, что показал педагог, и именно на том уровне, на котором он сам может это делать. Впрочем, можно на более низком, но ни в коем случае – не на более высоком. Слишком способных и слишком своеобразных у нас не приветствуют. А вот умение слиться с массой, с коллективом и не выделяться – это и удобно, и в чести. То, что уровень реальных знаний ребенка и живость его ума не имеют никакого значения в системе образования, показывает уже тот факт, что в группу детского сада или класс школы ребенок зачисляется автоматически – в соответствии со своим годом рождения, а не как не с учетом его личного уровня развития. В случае тотальной неуспеваемости на следующий год ребенка оставят в том же классе (вместо того, чтобы сразу поместить его в соответствующий его уровню знаний), в случае безусловной успеваемости и даже опережения никто его через класс или два переводить не будет – пусть учится вместе со всеми, хотя для него это будет топтание на месте и регресс. Исключительные случае бывают, но они обычно инициируются слишком дотошными родителями, которые вообще-то редкость, а самой системой передвижение вперед по уровню реального образования не предусмотрено. Зато предусмотрена неизбежность прохождения через нее. Чтобы получить возможность учиться в вузе, необходимо получить аттестат о полном среднем образовании. Чтобы получить возможность получить полное среднее образование, надо получить аттестат о неполном среднем образовании. Система не подразумевает выпускание кого бы то ни было из-под своего контроля. Наверное, с удовольствием бы ввели и обязательное прохождение через систему дошкольного образования, держа всех подрастающих граждан с младенчества под контролем и укладывая в единое прокрустово ложе, если бы не проблема с нехваткой мест в детских садах. Она оставляет небольшую лазейку для тех, кто хотел бы дать своим детям не казенный набор условностей, а что-то более живое. Но эта поблажка временная – лишь на дошкольный период, и далеко не все родители могут ею воспользоваться, поскольку материальной возможности посвятить себя воспитанию ребенка государство женщине не предоставляет, а зарплаты мужа (если он вообще есть) на всех может не хватить. Можно, конечно, говорить замечательные слова о том, что детский сад приучает ребенка находиться в коллективе, а родители только портят детей, балуя их и сюсюкая над ними. В этих словах даже есть некоторая доля правды. Но вся эта сомнительная польза нивелируется той суммой отрицательного, которая получается в детском саду в виде дурных примеров от других детей, равнодушия и несправедливости воспитателей, принудительного питания, сна, полного неучитывания способностей и индивидуальных особенностей ребенка. Удивительно сказать, но в детских садах до сих пор все происходит по шаблонам, установленным еще в советские годы. Педагогика уже шагнула так далеко, уже разработано столько оригинальных и действенных методик, сделано столько наработок – но все они остаются достоянием единиц педагогов-фанатиков, и так и не получили массового распространения в системе государственного дошкольного образования. Упускается такое количество возможностей, что если задуматься об этом хоть не надолго, становится так горько за бесцельно и безрадостно прожитые и проживаемые детьми годы. Один маленький пример (из огромного перечня, который можно было бы приводить): способности детей к бессознательному усвоению системы языка наиболее обострены до пятилетнего возраста. Именно в это время они могут с легкостью усвоить, кроме родного, еще два-три иностранных языка. Разумеется, не в виде свода правил и таблиц, а также, как и родной – бессознательно, на слух, на интуицию, на бессознательное запоминание, в виде стихов и сказок, в виде развлекательных игр. Конечно, все эти известные и вычисленные, доказанные и проверенные возможности идут прахом, а вот в семь лет, когда ребенок уже практически усвоил родной язык и мозг его переключился с обостренного усвоения лингвауровня на усвоение другого материала, вот тогда в детей начинают насильно вдалбливать первые таблицы спряжения неправильных глаголов иностранного языка, которые в переориентированный (самой природой) на другие задачи мозг категорически не лезут. И вместо естественного, игрового, приятного усвоения происходит укоренения навыка вдалбливания и зазубривания того, что мозг отторгает. Из всего этого планомерно складывается насилия, принуждения – морального, а порой и физического. Вся система детского образования призвана приучить мыслить шаблонно, исключить возможность появления индивидуального мировоззрения. И с этим ребенок сталкивается фактически все свое детство, изо дня в день. Таким образом, детство складывается довольно безрадостно. Постоянное подавление активизирует агрессивные эмоциональные выплески, так что хроническая детская и подростковая агрессия отнюдь не случайны, а заранее срежиссированы самой системой образования. Те, кто демонстрирует агрессию – еще не в достаточной мере подавлены и управляемы, их за счет этих выплесков можно выявить и дополнительно обработать. При подобном раскладе не удивительна бешеная популярность среди детей компьютерных игр: это ярко выраженная потребность уйти от реальности, хотя бы на время оказаться в мире более комфортном, где герой, с которым идентифицирует себя играющий ребенок, обладает определенной свободой действий. В реальной же жизни – свободы выборы нет. От ребенка все время требуется, чтобы он терпел. Ему скучно, он уже все это знает – пусть терпит, пока это рассказывают другим, кто еще не знает или не понял, терпит и посещает уроки, хотя в этом никакого смысла нет. Педагог не обладает способностью объяснить свой предмет – ребенок так же должен терпеть, а не требовать смены преподавателя. За терпение ему выдадут аттестат, который позволяет при желании получить высшее образование. И вообще терпение – полезная добродетель для гражданина: потом он может терпеть на работе, что там скучно, и начальник самодур, и мало платят, и так, терпя, доработать до пенсии. А на пенсии он также может терпеть, перебиваясь с копейки на копейку до тех пор, пока ни помрет. К сожалению, избавить ребенка от школы – нелепой и несовершенной, и часто не только бесполезной, но и вредной – невозможно. Во всяком случае, страшно, что он останется с перспективой быть только лишь дворником. И потому детей в школу все-таки приходится отдавать. Задача родителей при этом – минимизировать вред школы. Им следует понимать, что все, что они сами своим детям не додадут – им никто не возместит. Ирина Измайлова |
Контекст![]() Доля платного образования растетХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаПартнерство предполагает активностьФедеральная власть не столько помогает, сколько поощряет тех, кто добивается результатов. Монополист не мотивирован к снижению издержекПередачу «Нижегородского водоканала» в управление «Теплоэнерго» нельзя оценивать с позиций рыночной экономики. ТенденцииСтроительная отрасль – зона особого внимания властейНижегородская область за год улучшила свои позиции в рейтинге регионов по вводу жилья. Частные проявления общего неблагополучияНижегородская область показывает медианные значения по многим параметрам, в том числе и по закредитованности населения. ДискуссияБлизкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. Экология: без прорывовОбщероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. ![]() |
![]() |
![]() |
|