реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
22 Сентября 2021г., Среда
Александр Блудышев
Александр Блудышев

Долгое прощание

Манк / Mank, США, реж. Дэвид Финчер.        

Лучший фильм 2020 года?!

В гл. роли знаменитого сценариста и записного остроумца Голливуда\Нью-Йорка 1930-х- 1940-х г.г. Германа Манкевича (по прозвищу Манк) – Гэри Олдмен.

Мы становимся свидетелями создания литературной основы легендарного фильма «ГРАЖДАНИН КЕЙН» (1941), которую в муках рожает Манк, пытаясь выскользнуть как из-под студийного пресса, так и диктата режиссёра-творца, молодого гения с именем Орсон Уэллс (ОУ). Получив для производства фильма невиданный доселе в Голливуде карт-бланш, ОУ в итоге с огромным трудом добивается контроля над пост-продакшн и реального проката для своего шедевра.

Флэшбэки  позволяют погрузиться в  атмосферу Голливуда 1930-х, знакомят с крайне интересными и важными реальными персонажами, многие из которых зримо или незримо присутствовали  и  в «Кейне», составляли сюжетный «ствол» и неповторимый бэкграунд этого легендарного фильма-прорыва, будь то почти мифический ныне газетный магнат У.Р.Херст (он и стал прообразом гл. героя  в сценарии Манка), боссы  крупнейших студий или звёзды, старлетки «фабрики звёзд», амбициозные журналисты и политики.

Д.Финчер ставит перед собой  сверхсложную задачу - создать синефильский продукт, который был бы годен к употреблению и хотя бы в относительно широкой аудитории; сделать не просто изящную стилизацию «под «Кейна», а «2-ю часть» великой картины ОУ.

«МАНК» призван  вобрать в себя бОльшую часть споров, восторгов, возвышенных проклятий и низких сплетен кинематографического мира по поводу произведения, которое ещё  совсем недавно считалось одним из лучших (ТОП-5) фильмов 1-го века Кино.

ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ МАНК

Семья Манк(и)евичей уехала из Германии в США ещё в конце 19-го века, Герман родился в Нью-Йорке. Говорят, мог одинаково ярко шутить и на английском, и на немецком. В середине 1920-х оказался в Берлине, где работал журналистом,    писал скетчи для популярных кабаре, но деньги приносила солидная газета «Чикаго трибюн». Застал все культурные сдвиги и неповторимый «воздух свободы» Веймарской республики, глотать который не уставал призывать в своих публикациях; сшибал гонорары в Бабельсберге (Потсдам), ставшим основной площадкой самой продвинутой тогда европейской кинокомпании UFA…

В 1927 г. Манк, оказавшись весьма вовремя в Голливуде, настаивает на своей версии сценария знаменательной картины Д.фон Штернберга «Последний приказ», за гл. роль в которой будущий любимец нацистской верхушки, выдающийся немецкий актёр Эм. Яннингс  получает первого в истории «Оскара» за лучшую мужскую роль.

Начало большого пути…Наш герой  вовремя «ощутил» специфику слова в звуковом кино, «самость» экранных диалогов.

Во 2-й половине 1930-х студия MGM «выкупает» Манка (ставшего у к этому времени этаким брутальным О.Уайльдом голливудских гостиных) у «Парамаунта». Манк - герой позы, жёсткой остроты, заигрывания с левыми, конфронтации за бутылкой, что весьма выразительно воспроизводят в фильме Д.Финчер и Г.Олдмэн.

Во время маккартистской истерии начала 1950-х г.г. пострадали многие друзья и знакомцы Манка. Он не выступал, понятно, свидетелем обвинения, но и не делал широковещательных заявлений в поддержку собратов по цеху. Он просто ушёл в тяжёлый долгий запой, из которого, собственно, и  не вышел, умер в возрасте 55 лет, 5 марта 1953 г., в один день со Сталиным и Прокофьевым.

«МАНК»! ЧЕМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОРОГ ВЕРНОМУ СЕРДЦУ КИНОМАНА?

Превосходнейшая стилизация, начиная с первого кадра. Не всегда понятно, находимся мы внутри «Манка» или «Кейна». Фантастическая  работа  оператора с интригующей фамилией Мессершмидт; вся команда декораторов \ художников завершают  визионерский парад-алле. Предельно убедительный Г. Олдмен.

Уже разбирают по абзацам полузабытую работу выдающегося американского критика 1960-70-х Паулин Кейл  «Воспитание Кейна» (1970), в которой доказывалось, что ОУ имел слабое отношение к сценарию. Именно эта публикация «разбудила» отца режиссёра, Финчера-старшего, он стал собирать материалы для сценария.

На самом деле циничная П.Кейл использовала историю «Кейна» лишь как повод: ей почему-то совершенно не нравилась складывающаяся (в основном в Европе) система авторского кино, демиурги-творцы (Феллини, Чаплин, Бергман, Антониони, Висконти, Годар, Рене, «наш» Уэллс, Карне, Ренуар, Рид, др.) вызывали у жительницы Манхеттена постоянные подозрения.

Мне кажется, сейчас не стоит ломиться в открытую дверь: всем понятно, что сумасшедший гений ОУ по определению не смог бы «не пропустить» драматургию главного своего фильма через себя. Да, основную работу над сценарием провёл Манк, но сам фильм – прежде всего апофеоз демиурга - режиссёра, евангелие авторского кино (хотя самого термина тогда ещё не было). 

Не уверен, что упоминавшиеся в начале творческие фантазии Д.Финчера реализовались;  что-то, конечно, получилось, что-то нет…Очевидно, дуэль Манк-ОУ, их взаимное притяжение и отталкивание, любовь-ненависть могли получить более подробное и впечатляющее воспроизведение.

НО! Возможно, настоящая удача пришла оттуда, откуда не ждали. Картина стала, как мне кажется, настоящим ПРОЩАНИЕМ, одним из первых выдающихся эпилогов долгой и одновременно удивительно краткой (как оказалось!) истории Большого Кино.

Сложно представить себе, что стриминговые площадки, диктующие ныне моду в кинопроизводстве, найдут для себя мотивации в финансировании подобных проектов. 

Мы даже не подозреваем, что будет с традиционным прокатом уже через 2-3 года, не отнесут ли бизнесмены от кино большую часть сегодняшнего мэйнстрима к артхаусу, загоняя искусство в гетто маленьких душноватых залов…

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

Неожиданно для себя Голливуд, погрязший в охоте на ведьм и насаждении мрачной политкорректности, оказался перед непростым выбором:

- вот «Манк», вероятно, самый талантливый фильм 2020 года;

- и вот снова «Манк», среди 200 исполнителей которого нет (?) ни одного чёрного и содержатся явные намёки на вакханалию «демократической» прессы (хотя сравнения «исторического»\экранного Хёрста и современного сомнительного гения Mark Zuckerberg всё же кажутся надуманными).

Интересно, как всё закончится. Мой прогноз: если «новые» демократы поведут себя адекватно, всё пройдёт спокойно, картина Д.Финчера получит 3-4  награды (может, даже Г.Олдмана во 2-й раз отметят). 

Посмотрим.

ПОСТСКРИПТУМ

Основные работы Германа Манкевича в Голливуде.

1931 г.  ЧЕЛОВЕК ИЗ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА,  «сольный» сценарий Манка, настоящий старт удивительной актёрской карьеры Уильяма Пауэлла, вошедшего в Топ-5 звёзд 1930-х г.г.

1933 г. ОБЕД В ВОСЕМЬ, костюмная мелодрама из жизни высшего света, талантливый постановщик Д.Кьюкор умудрился сохранить диалоги Манка в духе   О.Уайльда.

1936 г. САН-ФРАНЦИСКО. Один из заметных фильмов 1930-х в биографии К.Гейбла и Дж.Макдональд. Сотворчество Манка и знаменитой в будушем сценаристки Ан.Лус, которое не привело даже к роману.

1936 г. ИМПЕРАТОРСКИЕ ПОДСВЕЧНИКИ. Оперативный (и удачный!) римейк австрийской картины, сделанный Манком в содружестве с «французским американцем»  Дж. Фицморисом (2-мя годами раньше последний снял весьма стильный фильм «Нана, по  Золя, с Анной Стен, «девушкой с коробкой»).

Благодаря Манку великосветская шпионская история стала менее бредовой, а У.Пауэлл в роли агента польских националистов вновь был элегантен и обаятелен, теперь уже  в союзе с будущим двухкратным обладателем «Оскара» Л.Райнер.

1936 г. СЮЗИ,  коллективный сценарный проект, на котором судьба свела Манка с Дороти Паркер. Вот уж, казалось бы, перст оной\судьбы!.. Встретились два талантливых одиночества; сильно пьющие, остроумные, расхристранные  разнополые творцы…Манк чуть не разодрался с миниатюрной Паркер, вот и весь результат. 

И всё-таки Манк нашёл в мрачных голливудских кулуарах родственную душу - им оказался легендарный БЕН ХЕКТ, один из гл. литературных апостолов классического Голливуда, двукратный лауреат «Оскара».

Вместе они «разминали» весьма интересные идеи, в итоге получилось, как минимум, два любопытных фильма: романтический детектив «ЭТОТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МИР», 1939  с незабываемым тандемом Д.Стюарт- К.Кольбер и «ТОВАРИЩ ИКС» К.Видора, 1940, где К.Гейбл вдохновенно играет авантюрного московского корреспондента заокеанской газеты.

Последняя картина весьма примечательна:  абсурдистская комедия с фантасмагорическим воспроизведением событий и нравов предвоенной сталинской Москвы. Лента вышла в конце 1940 г. (примерно через месяц после того, как В.Молотов приехал в Берлин на решающие переговоры), и при всей  своей мрачноватой клоунаде очень точно воспроизвела не факториум, а сам дух эпохи. Кстати, фильм весьма выразительно рифмовался со знаменитой «НИНОЧКОЙ» Э.Любича, вышедшей годом раньше.

1942 г. ГОРДОСТЬ ЯНКИ. Фильм-гимн в честь бейсбольных «Янки» вошёл во все антологии фильмов о спорте, здесь  интересен прежде всего как раз сценарный каркас, задавший на добрых 20 лет формат спортивного фильма\героя.

1943 г. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ, военный фильм, шутки про политику в сторону. Мягкая человеческая пропаганда. В гл. роли- невероятно популярный тогда милый карлик М.Руни, любимый партнёр Дж.Гарланд. «Оскар» за лучший сюжет (тогда был и такой!) проехал мимо Манка из-за странноватых бюрократических процедур.

1944 г. РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ. Надо в очередной раз отдать должное Манку, уже получившему к тому времени  «Оскара» за «Кейна»: он в одиночку бесстрашно запорол (?!)  одноимённую изящную повесть Сом. Моэма. Но сделал это, как всегда, элегантно и остроумно.

Тем более, что с режиссёром Роб. Сьодмаком, одним из тогдашних новаторов  «нуара», они говорили, в прямом и переносном смысле, на одном языке: Сьодмак эмигрировал из Германии  в  начале 1930-х вместе с другими немецкими профи, которые потом много потрудились во славу великой «фабрики грёз». Именно  Сьодмак был главным движителем новаторского берлинского проекта  «Люди в воскресенье» (1930), сочетавшего в себе элементы как игрового, так и документального кино. Манк проявлял к этому начинанию недюжинный интерес, и навсегда сохранил профессиональное уважение к «великолепной берлинской пятёрке» (Р.Сьодмак, Б.Уайлдер, Ф.Циннеман, О.Преминджер, Э.Уэлмер), вошедшей во все голливудские анналы.

1945 г. ИСПАНСКИЕ ЗАМОРСКИЕ ВЛАДЕНИЯ\КАРИБЫ.  

Впервые Манк покушается на «территорию» Стивенсона-Саббатини, даёт свою версию пиратских приключений. Несмотря на авторитет режиссёра-мастодонта Ф.Борзеджа и его производственные возможности, результат был обескураживающий. Нагромождение нелепостей, чушь несусветная, если уж совсем коротко…Звезда «Касабланки» П.Хенрейд оказался в жанровом кино слабой копией Э.Флинна («Одиссея капитана Блада» и пр.), а М.О*Хара с переменным успехом лишь примеряла наряды из  бездонных голливудских костюмерных.

1949 г. ЖЕНСКИЙ СЕКРЕТ. Психологический детектив в исполнении самого Ник. Рэя, его 4-й большой фильм; хорошая разминка перед безусловным шедевром «В укромном месте», 1950. Манк здесь удачно использует материалы голливудской  мэтрессы В.Баумм («Гранд Отель», «Большой вальс») и даёт выразительные диалоги интересному дамскому дуэту М.О*Хара- Г.Грэм.

Как-то так...

09.02.2021
Александр Блудышев

Контекст

Аналитика

В среднем – нормально, в целом – не очень

Зарплаты в средних и малых населенных пунктах провоцируют отток населения в крупные города.

Нижегородский партийно-политический ландшафт в канун выборов 2021 года

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 3 февраля 2021 года.

Тенденции

Немолодежный Нижний

Сервис Работа.ру решил выяснить, какие города России молодые специалисты рассматривают для себя в качестве привлекательных и перспективных. В десятке самых-самых Нижнего Новгорода не оказалось.  

Падение в кроличью нору

Демографические показатели Нижегородской области в последние пять лет неумолимо ухудшаются.

Дискуссия

Экология: без прорывов

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года.

Бизнесмен без завещания опасен для своей семьи

Старую истину подтверждают новые истории Босова, Трубникова и Бурлакова.

Реклама

На mega-stars.ru Егор крид.

Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О пугающем затишье

Как известно, Город проклят. К бесконечному потоку худого все привыкли. Посему ничто так не пугает, как внезапное затишье.

О важном бисерометании

Как известно, единороги – существа высокоторжественные. Почему Народ живет по-скотски и несчастный? Потому что он к высокой торжественности не склонен.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.