реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Июня 2022г., Среда
Александр Блудышев
Александр Блудышев

Алана Паркера умчал полуночный экспресс

Не хочется давать лишний повод для грусти, но нельзя не отозваться на уход этого выдающегося художника. В возрасте 76-ти лет умер английский режиссёр Алан Паркер (АП). Для тех, кто жил в 1980-е- 1990-е, его фильмы значили очень много.

Выходец из бедной лондонской семьи, не получивший никакого систематического образования, он сумел стать обладателем рыцарского звания, кавалером ордена Британской империи, лауреатом многих престижных фестивалей и премий и, самое главное, одним из самых умных, тонких постановщиков мирового кино последних 3-х десятилетий 20-го века.

АП никогда не заигрывал с «тяжёлым» артхаусом, не рядился в тогу «режиссёра для режиссёров», но даже во времена своей весьма удачной голливудской карьеры (1977-1997), на волне коммерческого успеха всегда искал неожиданные решения, экспериментировал с жанрами и стилями, предельно высоко ставил творческую планку. Фильмы АП - всё более редкий пример высококлассного демократического кинематографа.

…На рубеже 1970-1980- х, в разгар нашей эпохи полуподпольного видео, одним из безусловных фаворитов стала лента АП по сценарию Ол.Стоуна «Полуночный экспресс» (1978, 6 номинаций на «Оскар», 2 премии; 6 «Золотых глобусов», 3 премии Британской киноакадемии, пр., пр.). Мрачноватая новелла о злоключениях молодого американца в турецкой тюрьме была рассказана с неподдельным драйвом и сочувствием к обычному человеку, ставшему жертвой обстоятельств; обречённому спуститься в ад и сумевшему найти в себе силы вырваться из него.

Автором выдающегося саундтрека «Экспресса» стал король тогдашних советских дискотек Дж.Мородер, финальную тему просто невозможно забыть.

ЕЩЁ ОДИН КИРПИЧ В СТЕНЕ

А вскоре на малые экраны видео подоспела зажигательная «Слава» (1980), лихой, весёлый «отчёт» об инкубаторе одарённых молодых людей в школе искусств Манхэттена. Искромётные музыкальные и хореографические сцены обратили на себя внимание ревнивых профи Бродвея.

И с малым перерывом - «Стена», (1982), удивительная «экранизация» одноименного альбома Pink Floyd, собравшая не самую рекордную «кассу», но сделавшая АП на какое–то время любимцем критиков и экспертов по обе стороны Атлантики.

Быстро выяснилось, что такие прорывы АП - далеко не случайность, что он ещё с начала 1970-х, работая на английском ТВ, экспериментировал с входящим в моду музыкальным видео, а окружающая обстановка была что надо: богемный Лондон - столица рок-музыки, шоу-бизнеса и рекламы.

В 1976 г. с минимальным бюджетом АП ставит удивительный фильм «Багси Мэлоун», мюзикл на традиционный гангстерский сюжет, где все исполнители были…подростками. Родина Оливера Твиста не выдержала такого святотатства, и АП отправился за океан.

После «Стены» у АП были все возможности продолжить поиски в музыкальном кино, предлагались головокружительные бюджеты, но быстро выяснилось, что у режиссёра масса других планов и задумок.

В 1984 г. он ставит пронзительную «Птаху» (лучшая роль молодого, «настоящего» Н.Кейджа), экзистенциальную драму о судьбе изломанных войной вчерашних пацанов - и получает Гран При в Каннах.

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНЬЕ

Следующая картина не принесла создателю ни денег, ни премий, но это был тот редкий случай, когда сразу вспоминаешь чеканную формулу С.А.Есенина.

Фильм назывался «Сердце ангела» (1987) и представлял собой гремучую смесь «нового нуара» и мистического триллера. Завораживающая история, изысканное визионерство с элементами китча, море крови и океан харизмы; лучшее «ретро» десятилетия; герой-перевёртыш, тщетно пытающийся обмануть судьбу...

Такой коктейль показался чересчур пряным даже видавшим виды гурманам. Впрочем, все точки над I уже давно расставлены: этот безусловный шедевр памятен любому, кто видел на экране «падшего ангела» - М.Рурка и мелкопоместного Люцифера-Р. Де Ниро.

И снова резкий поворот: жёсткая криминальная драма «Миссисипи в огне» (1988), суровый и выразительный «репортаж из прошлого», из середины 1960-х, времени реальных, а не надуманных расовых конфликтов. Хорошо, что активисты Black Lives Matter не сильно подкованы в истории кино, а то бы добрались уже и до этой картины: там справедливость торжествует благодаря двум белым агентам ФБР, один из которых- воплощение анти-политкорректности (конечно, последнего играет зубодробительный Дж.Хэкман, а в роли партнёра- как всегда великолепный У,Дефо).

НЕ ПЛАЧЬ ПО МНЕ, АРГЕНТИНА

Опять монтажный стык: новый музыкальный период в биографии нашего феноменального героя. Вслед за совершенно неожиданными «Доказательствами» (1991), эксцентрической историей современного ирландского ансамбля исполнителей спиричуэлс и соул, - высокобюджетная экранизация суперхита Э.Веббера и Т.Райса «Эвита» (1996).

Строгие критики из левого лагеря, которые долгие годы считали АП «своим», упрекали прежнего кумира, что он «пошёл на поводу» у авторов мюзикла и «не разоблачил» авантюристку\популистку Эвиту Перон, сумевшую стать «президентшей» и любимицей Аргентины.

Да, жаль, что АП вместе с исполнительницей гл. роли Мадонной не смогли тогда нанести смертельный удар популизму, глядишь, сегодня в Аргентине и не было бы у власти «старой доброй» партия перонистов.

АП всегда сторонился идеологических манифестов (в отличие, скажем, от своих коллег, известных британских постановщиков Кена Лоуча и Майкла Ли, любимцев левых интеллектуалов) и громких фраз. Его фильмы говорили сами за себя: они всегда были за правду отдельного человека, мужественного и доброго, справедливого и не сдающегося, несмотря на тяжёлые ошибки и поражения.

Таков герой Д,Куэйда, борющийся за свою «иммигрантскую» семью во время антияпонской истерии в Калифорнии 1940-х («Приди и увидишь рай»,1990) или юный одарённый ирландец, всеми правдами и неправдами выбирающийся из страшной нищеты и бесправия середины 1930-х («Прах Анджелы», 1999).

СОЛГАТЬ ВСЕГДА ПРОЩЕ, ЧЕМ СКАЗАТЬ ПРАВДУ

А ещё АП был очень смелый творец: самую свою исповедальную ленту он снял в начале карьеры. В ней он воспроизводит собственную жизненную драму, когда счастливая ещё вчера семья ( четверо детей!) разрушается из-за легкомыслия, эгоизма… Не поленитесь, найдите эту картину - «Как аукнется, так и откликнется», 1981, оригинальное название Shoot the Moon.

Она выщла между «Славой» и «Стеной» и совершенно несправедливо забыта: очень сильные актёрские работы А.Финни, Д.Китон, великолепное операторское решение постоянного соавтора АП М.Серезина.

Последний свой большой фильм АП снял в Англии, он называется «Жизнь Дэвида Гейла» (2002) и вполне годится для настоящего завещания большого мастера.

Там масса формальных достоинств (один К.Спейси в гл. роли чего стоит), но суть в другом: АП не побоялся бросить открытый вызов всему, в чём чувствовал нарастающую угрозу: диктату «активистов» всех мастей и оттенков, которые борются за абстрактные навязчивые идеи, забывая при этом даже о здравом смысле; фанатизму и идиотизму, зловещей бюрократии и лицемерной неангажированности медиа.

В итоге это выдающееся, провидческое произведение оказалось нарочито не понятым, подвергнутым разгромной критике - как «слева», так и «справа». Прошло уже почти 20 лет, а актуальность и художественная убедительность «Гейла» только растёт.

И слоган фильма был весьма точен: «Солгать всегда проще, чем сказать правду».

Что же, Алан Паркер, как мы лишний раз убедились, не искал простых путей.

Таким его и запомним.

03.08.2020
Александр Блудышев

Контекст

Аналитика

Времени почти не осталось

Губернаторская кампания Никитина начнется на фоне вылета «Нижнего Новгорода» из РПЛ.

Город начинает пожинать первые плоды 800-летия

Но есть еще немало крупных инфраструктурных проектов, которые пока не реализованы.

Тенденции

Неравноценная замена

Новые партнеры региона приходят с другими проектами, с другими сферами сотрудничества.

Уганда нам поможет

У нас найдутся союзники для того, чтобы производить неконкурентоспособную продукцию. Но это будет выживание, а не развитие.

Дискуссия

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Экология: без прорывов

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.