реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
18 Апреля 2024г., Четверг
Александр Блудышев
Александр Блудышев

Корлеоне означает львиное сердце

50 лет назад, 20 апреля 1970 г., состоялось не самое, казалось бы, примечательное событие. Одну из премий книгоиздателей Нью-Йорка получил 49-летний журналист, беллетрист, ветеран 2-й Мировой войны Марио Пьюзо - за роман «Крёстный отец»\ The Godfather. Книга появилась на прилавках годом ранее, привлекла внимание, уверенно вошла в список десяти основных бестселлеров сезона, но не более того.

Премия послужила дополнительным информповодом, подключилась солидная пресса, и вскоре знаменитая голливудская кампания «Парамаунт» выкупила у М.Пьюзо права на экранизацию за огромную по тем временам сумму – $ 2 млн.

В самом начале 1970-х г.г. рекордсменами в области книготорговли и кинопроката (как в США, так и во всём западном мире) по-прежнему оставались роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» (1936 г.) и экранизация этого суперхита, снятая в 1939 г. Многолетним бессменным лидерам вскоре пришлось потесниться.

В марте 1972 г. на экраны выходит фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец», снятый на основе произведения М. Пьюзо. Молодому постановщику эта работа досталась по сути случайно: кто-то из мэтров режиссуры был занят, другие посчитали замысел крайне сомнительным…

Стартовый успех проката картины превзошёл все ожидания. Уже в августе того же года по сумме кассовых сборов «Крёстный отец» обогнал «Унесённых ветром». В конце 1970-х г.г. роман The Godfather , переиздавшийся на волне феноменального успеха 2-х фильмов Ф.Ф. Копполы сотни раз, встал-таки по продажам вровень с легендарным произведением М.Митчелл.

КОГДА ФИЛЬМ - ЛУЧШЕ, А КНИГА - БОЛЬШЕ

Феномену «Крёстного отца» посвящена целая библиотека. Попробуем выделить самое главное. Базовый текст М.Пьюзо был, что называется, ладно скроен и крепко сшит - в большей степени по уже хорошо известным лекалам.

В поисках успеха автор скрестил в своей книге несколько апробированных на то время жанров и тем массовой литературы: детектив и семейную сагу, мелодраму и триллер; повествование «о гангстерах», «о врачах», «о Голливуде», «об успехе» и т.д. В результате получился этакий «слоёный пирог», весьма объёмный, чересчур многословный, изобилующий, возможно, необязательными сюжетными ответвлениями, но всё равно очень «вкусный». (Кстати, наш небольшой совет тем зрителям, которые хорошо помнят фильм, но не читали книгу. Ознакомьтесь с текстом, не пожалеете. Это весьма увлекательное чтиво: узнаете «много нового»: дополнительные любопытные коллизии, характеристики и мотивации поступков героев).

Важный для успеха фильма творческий акт был совершён главными авторами ещё на стадии подготовки сценария. Ф.Коппола (получивший свой первый «Оскар» именно как сценарист - за картину «Паттон», 1970 г.) и М.Пьюзо сумели в какой-то степени, повторить результат Микеланджело: отсечь лишнее от глыбы 1000-страничного романа. В итоге остались 3 главные линии, как раз на 3 часа экранного времени.

Но самое главное происходило, безусловно, уже на съёмочной площадке. Железная воля и удивительная харизма талантливого Ф.Копполы помогли совершить определённое чудо: кинопродукт, произведённый его командой, оказался лишённым каких бы то ни было слабых звеньев. Фильм нравился всем: высоколобым критикам и домохозяйкам, студентам и профсоюзным активистам, полицейским и мафиози.

Одни были без ума от «эйзенштейновского» монтажа (знаменитый финал!), других накрепко захватила история клана Корлеоне, третьи были в восторге от костюмов и мастерски воспроизведённых примет американского быта 40-х годов, четвёртые влюбились в волшебный саундтрек Нино Рота и т.п.

Высокий полёт духа и скабрёзность, большой стиль и смачный анекдот, жестокость и романтика, культ насилия и воспевание справедливости, мелодрама и трагедия, - кажется, картина смогла впитать в себя вещи доселе несоединимые.

И во многом это случилось благодаря снайперски точному выбору актёров- не только на главные, но и на второстепенные роли. Важный момент: за прошедшие с момента премьеры 48 лет второй попытки представить зрителям историю дона Вито Корлеоне и К не было. Мы просто не представляем себе другого Майкла, кроме как в исполнении Аль Пачино, Санни (Дж. Каан) и Тома Хагена (Р. Дювалль), Фредо (Д.Казале) и Кей Адамс (Д.Китон).

Но даже в этой блестящей компании выделяется дон Вито. В исполнении Марлона Брандо Корлеоне- старший стал не просто одним из самых запоминающихся кинообразов 2-й половины 20-го века. И сам фильм, и его главный персонаж превратились в символы так называемого «Нового Голливуда», который на рубеже 1960-70- х г.г. вернул в кинотеатры массового зрителя, переживавшего тогда бурный роман с телевидением.

Фамилия Корлеоне означает и место рождения героя, и буквально переводится как Львиное Сердце, сразу вызывая в памяти легендарного английского короля-полководца. Дон Вито, каким его представил М.Брандо, –не брутальный мафиозный босс, он- настоящий отец и наставник, хранитель семейных ценностей и воин с чётким кодексом чести.

Что же, «Крёстный отец» - Львиное Сердце выиграл важную битву для всего мирового кино.

«КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ» - ТОСКЕ КОНЕЦ

Чтобы лишний раз убедиться в том, что все эти громкие похвалы не потеряли своей актуальности, мы сделаем вам предложение, от которого трудно отказаться: посмотрите этот фильм (а потом и следующие две картины- 1974 и 1990 г.г.) в очередной или тем более в первый (такое бывает?) раз... История о сильных и мужественных героях, которые не склоняются перед самыми суровыми обстоятельствами, рассказанная без назидания и лицемерия, - вполне духоподъёмное зрелище для ситуации тревожной самоизоляции…

Сейчас к тому же это экранное действо может предстать даже в весьма экзотических форматах: например, в сети без труда найдёте перемонтированную для ТВ (включая дополнительные сцены) трилогию Ф.Ф.Копполы «Крёстный отец 1-2-3», где все события развиваются в строго хронологическом порядке.

29.04.2020
Александр Блудышев

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.