реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
18 Ноября 2019г., Понедельник
Александр Блудышев
Александр Блудышев

Сегодня, 80 лет тому назад, была война

От этой даты — 1 СЕНТЯБРЯ 1939 года — сложно отвернуться, даже если очень хочется.

Ну, вот заговорили пушки, и музы замолчали?.. Да нет, совсем наоборот. Но что они, музы, делали в преддверии ужасной мировой катастрофы? Какова их роль в становлении пропагандистских мифов, формировании той уникальной предвоенной атмосферы, которая, несмотря на национальные отличия, имела и общие черты: тревога и эйфория, напряжённость и оптимизм, страх и надежда…

Эти вопросы обсуждали участники очередной программы "МОИ ДРУЗЬЯ. ГЕОРГИЙ МОЛОКИН." (вышла 31 августа).

В продолжение поистине неисчерпаемой темы —

ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ И ОПАСНОЙ ЭПОХИ

Конечно, речь прежде всего о СССР и Германии, во многом определивших главные ОБРАЗЫ предвоенной ЭПОХИ — не только в политическом и социальном плане, но и в эстетическом, и, безусловно, пропагандистском.

Устроители вошедшей в историю Всемирной выставки в Париже 1937 г. не случайно разместили советский и немецкий павильон рядом — им была нужна «рифма», они её получили…

Массовые празднества, монументальная скульптура, архитектура (большой стиль: Альберт Шпеер — Борис Иофан; Новый Берлин — Новая Москва), живопись, плакаты, кинохроника и стиль газетных публикаций... Эти созвучия хорошо отразила состоявшаяся в 1996 г. в ГММИ им Пушкина выдающаяся выставка БЕРЛИН\МОСКВА, где были представлены целые ряды впечатляющих артефактов и документов конца 1920-х – 1930-х г.г.

ГЕРМАНИЯ — ненависть к «дегенеративному» искусству: легендарная выставка дегенератов» в 1937 г., куда мракобесные организаторы включили многое из вершин мирового искусства последних 40 лет, от французского постимпрессионизма до всех авангардных течений 1910-1920-х г.г., включая великий немецкий экспрессионизм.

СССР — борьба с «формализмом» всех мастей и оттенков, с середины 1930-х г.г. принимающая крайние формы (обструкции, а то и прямым репрессиям подверглись многие выдающие творцы — от Шостаковича до Мейерхольда, от Эйзенштейна до «обэриутов»); утверждение единственно возможного и «правильного» метода социалистического реализма.

Но подобными «рифмами» та уникальная действительность, конечно, не исчерпывалась, несовпадения были столь же очевидными.

С одной стороны (Германия) — архаика, мистические ритуалы, тотальная ксенофобия, расизм, антисемитизм.

С другой (СССР) — модернизм, интернационализм, беспрецедентная культурная революция.

В ПОИСКАХ НОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Геббельс и К° так и не могли утолить кадровый голод в национальной кинематографии: ведущие немецкие режиссёры, операторы, художники, актёры стали уезжать из страны ещё на рубеже 1920- 30-х г.г., а после прихода к власти нацистов началось настоящее бегство. Известно, что Марлен Дитрих любила повторять: «Коричневое мне не к лицу»… Немногие оставшиеся — талантливые исполнители Эмиль Яннингс (1-й актёр-лауреат премии «Оскар») и Хайнц Рюман, выдающийся постановщик Лени Рифеншталь - изменить ситуацию в корне не могли.

Советские творцы, в большинстве своём настоящие рыцари революционной идеи, эмигрировать не собирались. Авангард был во многом порождён предчувствием революции и ей самой, он был неразрывно слит с тектоническими изменениями во всех сферах жизни.

С конца 1920-х г.г. власть выбирает другую стилевую парадигму (соцреализм, жёсткое «жизнеподобие», Большой стиль), но ведущие советские художественные акторы продолжали существовать в революционной эстетике — до поры (условно, до Большого террора), по инерции, пребывая в каких-то надеждах и иллюзиях.

Именно благодаря их усилиям были созданы шедевры в разных сферах искусства и сконструирован мощный фундамент новой, советской, идентичности. В военное время этот прорыв сыграл важнейшую роль.

МИРОВЫЕ КУЛИСЫ

А что же происходило в остальном мире?

ИТАЛИЯ. А что, правда, грандиозный послевоенный итальянский неореализм вышел из «шинели Муссолини» (Р.Росселини, В. де Сика, М.Камерини, Р.Кастеллани и др.)? Пожалуй, что так, только «шинель» была не самого дуче, а его сына Витторио, кинокритика и сценариста, немного лётчика…Именно он реально руководил национальной киноиндустрией, курировал два её главных направления — гламурные мелодрамы т.н. «белых телефонов» и милитаристские мобилизационные фильмы, а также престижный кинофестиваль в Венеции.

Молодой критик Микеланджело Антониони (в будущем один из крупнейших авторов мирового кино) восторженно отозвался о печально известном антисемитском опусе Ф,Харлана «Еврей Зюсс», премьера этого хита нацистской пропаганды прошла на Венецианском кинофоруме в сентябре 1940 г.

ФРАНЦИЯ. Сразу после 1.09.39 года заработал самый идиотский вариант цензуры. Были запрещены (!) к прокату лучшие французские и американские картины — как «деморализующие общество и армию» («Осведомитель» Д.Форда, «Трагедия на шахте» В.Пабста, «Черный легион» М.Кертица, «Правила игры» и «Великая иллюзия» Ж.Ренуара, «Набережная туманов и «День начинается» М.Карне). Всего более 60 названий, весь цвет французского «поэтического реализма», ставшего ярким явлением предвоенной европейской культуры. Именно это обстоятельство побудило некоторых ведущих кинематографистов Франции к эмиграции в Америку — ещё до нацистской оккупации.

АНГЛИЯ. Расцвет шпионского кино, активное участие в этом увлекательном процессе Альфреда Хичкока («Саботаж», «39 ступенек», «Леди исчезает»). Нацисты не всегда «предъявляются» впрямую, но «подразумеваются».

США. Официальный изоляционизм, «нейтралитет». В 1937 г. Эрнест Хемингуэй с большим трудом презентует свой замечательный антифашистский документальный фильм «Испанская земля» (реж. Й.Ивенс). Однако в конце десятилетия почти одновременно появляются произведения с иронической рефлексией по поводу как сталинского, так и гитлеровского мифа. Осенью 1939 г. голливудский классик Э.Любич выпускает комедию «Ниночка», повествующую о приключениях советских торгпредов в Париже. Там свою предпоследнюю роль сыграла легендарная Грета Гарбо. А примерно через год гениальный Ч.С.Чаплин, превозмогая сопротивление даже своего ближнего окружения, предъявляет зрителям свой шедевр — по сути, первую антигитлеровскую картину, сатирическую пародию «Великий диктатор».

P.S. На следующей неделе в российский прокат выходит фильм «Работа без авторства» немецкого режиссёра Ф.Х. фон Доннерсмарка (в памяти его картина «Жизнь других», получившая «Оскар»). В этом большом историческом полотне авторы реконструируют трагические эпизоды 1930-х-40- г.г., размышляют о парадоксах «денацификации», проблемах самореализации художника в условиях тоталитаризма и — «свободного рынка».

ОЧЕНЬ КСТАТИ.

02.09.2019
Александр Блудышев

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 октября 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину октября 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 октября 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину октября 2019 года.

Тенденции

Запущен обратный отсчет

Мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов, попавший под град критики в связи со срывом национальных проектов, в последние пару дней развел суетливую PR активность.

Дискредитация программы ФКГС

Это хождение по кругу, по бесконечному кругу, состоящему из упорного голосования жителей и такого же упорного игнорирования властями результатов волеизъявления граждан.

Дискуссия

Из цикла «Миссия невыполнима»

Роман Любарский - всё. На следующей неделе его ожидают на новом месте работы в Москве.

Подарок для предстоящих чисток

«Чтобы не было такого, что хотели сквер, а получили парковку». Озвучивая свою предвыборную единоросскую программу, Глеб Никитин помянул Мухинское озеро.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О важности ритуальных переходов

Взглянули единороги на Хлеба Трофеевича после ритуала и даже ахнули: оказывается, ни приклеивать рог не придется и ни на резиночку цеплять – сам уже проклюнулся.

О мерцающих звездах и жажде любви

Надо сказать, не одному Микки Маусу тревожно. Есть и прочие выкормыши Батюшкины, которым нынче не по себе. Одарил их однажды Батюшка великими милостями, да как бы не изъял Хлеб Трофеевич теперь все с процентами.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.