реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
28 Марта 2024г., Четверг
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Характер – это и есть судьба

Майя Плисецкая – это эпоха в отечественном и мировом балете, танцовщица, которой не было равных в искусстве танца и в творческом долголетии. Вторая половина ХХ века в балете прошла под ее знаком, и новый, XXI век тоже несет на себе ее отпечаток. Она никогда не исполняла одну и ту же роль дважды одинаково, никогда не прекращала творческие поиски и попытки еще более усовершенствовать казалось бы отработанные партии. Искала и находила новые выразительные штрихи, смещала акценты, добавляла новые детали… А ведь одно только «Лебединое озеро» Плисецкая станцевала более восьмисот раз. Ее пластичность, выразительность ее танца оставили отпечаток на всех последующих поисках хореографов и на исполнительской манере танцовщиков.

«Кармен» умрет, когда я умру!

Такой человек как Майя Плисецкая, вечно находящийся в творческом поиске, конечно, не мог всю жизнь довольствоваться классическим балетным репертуаром. Бесконечно танцуя «Лебединое озеро», «Дон Кихота» и «Спящую красавицу», балерина мечтала о новых ролях.

Удивительно, но балета «Кармен» вообще не существовало – была музыка Бизе, опера и постановки драматических спектаклей. Связать образ Кармен с танцем почему-то никому не приходило в голову. А вот Майя Плисецкая мечтала о том, чтобы когда-нибудь станцевать Кармен. Она даже просила Дмитрия Шостаковича написать музыку для балета, но тот подумал и отказался: «Боюсь Бизе», - объяснил он. Плисецкая обратилась к Хачатуряну, но тот тоже не взялся за это.

Однако когда в Советский Союз приехал кубинский хореограф Альберто Алонсо, Майя Плисецкая сразу пришла просить, чтобы он поставил для нее «Кармен». Алонсо согласился. Специальной музыки не было, поэтому решили ставить на Бизе, плюс несколько вариаций были написаны мужем Майи Плисецкой композитором Родионом Щедриным для тех фрагментов балета, к которым не удалось найти подходящей музыки у Бизе.

В 1964 году на сцене Большого театра впервые был показан балет «Кармен». Он получился необычным и по хореографии, и по декорациям, и по костюмам. Публика Большого театра сначала отнеслась к нему с недоумением, не увидев привычных туров, пируэтов и фуэте. А министерство культуры устроило настоящую травлю. «Прикройте, Майя, голые ляжки, уберите эротические поддержки», - требовала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Балет «Кармен» пришлось несколько изменить. Но показывать «Кармен» зарубежному зрителю запретили. От Плисецкой потребовали, чтобы она сама попросила исключить «Кармен» из гастрольного графика, предложив заменить этот балет на «Лебединое озеро». Естественно, балерина отказалась. Это вызвало целую бурю: Фурцева обвинила тех, кто работал над «Кармен», что они «из героини испанского народа сделали женщину легкого поведения». Так всем стало ясно, что министр культуры никогда не читала «Кармен» Мериме.

Плисецкой пообещали, что балет «Кармен» все равно умрет. И уж всяко его не позволят везти в Канаду. «Кармен» умрет, когда я умру!», - ответила тогда Плисецкая. Но в Канаде «Кармен» тогда так и не увидели, а на родине Плисецкая была названа «предательницей классического балета». Тем не менее, постепенно «Кармен» прочно обосновалась в репертуаре Большого театра, а позднее балерина танцевала его во многих странах мира, в том числе в Испании, где Кармен Плисецкой приняли и полюбили.

Война за классиков

Поиски новых ролей и новых пластических образов привели к тому, что Плисецкая была вынуждена стать еще и хореографом. На сцене Большого театра она поставила три балета: «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Задумывался, но так и не состоялся балет «Идиот» по роману Достоевского.

За постановки развернулась настоящая борьба: в министерстве культуры были уверены, что Толстой и Чехов – не «балетные» авторы. Эту точку зрения разделяли и многие драматические актеры.

Дебютом Плисецкой-хореографа стал балет «Анна Каренина». Преодолеть стереотипы министра культуры, касающиеся того, что можно делать с Толстым, а что нельзя, было невозможно. Началось все с отговорки, что нет музыки для балета. Но музыку взялся написать Родион Щедрин. Начались репетиции, подготовка декораций, Пьер Карден пообещал Майе Плисецкой сделать костюмы для Анны таким образом, чтобы сохранить силуэт платьев того времени, но чтобы при этом балерина могла в них чувствовать себя свободно, поднимая ногу, делая прыжок и т.п. На репетиции перед премьерой «Анны» в министерстве культуры снова занервничали: эротика на советской сцене – Анна валится в неглиже на Вронского, «Боимся дискредитации великого имени Толстого…»

Балет мог бы так и остаться неосуществленным замыслом, если бы Плисецкая и Щедрин не обратились к секретарю КПСС Демичеву, воспользовавшись тем, что министр культуры Екатерина Фурцева была в заграничной командировке. Демичев решил, что балет по Толстому – это отличная идея.

«Анна Каренина» состоялась только потому, что Плисецкая не прекращала борьбы. Только через бесконечные войны и воплощались в жизнь ее новые идеи. Далеко не каждый сумел бы в таких условиях добиться этого. Никогда нельзя переставать пытаться, стучаться, бороться, потому что «Характер – это и есть судьба», - считает Майя Плисецкая.  

И вот, наконец, премьера «Анны Карениной» в Большом театре – главные партии исполняют сильнейшие и талантливейшие танцовщики – Майя Плисецкая и Марис Лиепа. Грандиозный успех. В дальнейшем этот балет на сцене Большого танцевали более сотни раз, ставили за рубежом и сняли по нему фильм. Борьба была ненапрасной.

Следующим был балет по чеховской «Чайке». Плисецкую привлек образ птицы. «Феи и птицы – вот наш хлеб насущный», - напишет она позднее о балетных танцорах полушутя-полусерьезно. Музыку снова написал Родион Щедрин. После неизбежных разборок на «Чайку» дали добро. Публика балет приняла. Недовольными остались только те, кто безвылазно увяз в стереотипах классического танца. Причина та же, что и с «Кармен» - ни привычных туров, ни фуэте – непорядок...

Через пять лет после «Чайки», в 1985 году появился еще один чеховский балет – «Дама с собачкой». Премьеру этого балета Майя Плисецкая станцевала на сцене Большого театра в день своего шестидесятилетия!

В этом балете, по сути, серьезно выписаны только две партии – Анны Сергеевны и Гурова, все остальное дано лишь схематично, в том числе и в хореографии. Костюм для балета снова сделал Пьер Карден, а музыка, конечно, Родиона Щедрина. 

Я могу умереть, а «Кармен» будет жить!

Майя Плисецкая неоднократно говорила, что хочет танцевать сто лет, словно забывая о том, как краток балетный век. В 1993 году она отметила 50-летие своей работы на балетной сцене, а было ей в ту пору 68 лет – и она все еще танцевала! Законы жизни оказались не властны над нею.

Своими творческими поисками и находками Плисецкая вдохнула новую жизнь в отечественный балет, не дав ему застояться, остановиться в развитии. Мастерство сегодняшних балетных звезд – это и ее заслуга, потому что все они, так или иначе, оказались под влиянием того, что делала Плисецкая, под влиянием тех, кто работал с нею, заражаясь ее жаждой достичь в танце совершенства. Ее вклад в искусство танца как исполнительницы и как хореографа велик настолько, что она уже преодолела не только законы жизни, но и законы смерти. «Я могу умереть, а «Кармен» будет жить», - говорит теперь Майя Плисецкая.

18.11.2005
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.