реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
24 Апреля 2024г., Среда
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Снежный ком вместо катарсиса

Новый фильм 77-летнего американского режиссера Вуди Аллена вышел на российские экраны, предварительно побив рекорд кассовых сборов на родине признанного мэтра кинематографа: в ограниченном прокате «Жасмин» собрал в США более 30 млн. долларов. Достаточно неожиданный результат с учетом того, что картины Вуди Аллена традиционно были более востребованы европейским зрителем, а сборы от фильма «Вики Кристина Барселона», за игру в котором Пенелопа Крус была удостоена «Оскара», в Штатах составили лишь 23 млн. долларов – втрое меньше, чем в мировом прокате.  

Прежде всего, в глаза бросается сходство сюжетных линий фильма «Жасмин» с «Трамваем «Желание» Теннеси Ульямса, отличаются лишь некоторые несущественные детали. Но, несмотря на столь откровенную параллель, режиссер по-своему расставляет акценты, от чего меняется и общее видение. И дело вовсе не в том, что Вуди Аллен разбавил драматизм комизмом.

Характерная алленовская юмористичность и легкость в данном случае являются важным камуфляжным элементом картины. Кажется, что это забавная история про избалованную, не слишком умную и проницательную даму из высшего общества, которая вдруг осталась без гроша в кармане и вынуждена временно поселиться у своей совсем не утонченной, небогатой, но более-менее довольной жизнью сестры. Такая вроде бы своеобразная комедия положений на стыке двух параллельных миров, которые в сложившихся обстоятельствах вынуждены пересекаться и в точках скрещивания высекать искры. В действительности же жанр здесь иной - перед зрителем хорошо завуалированный психологический детектив, и ставится типовая задача вычислить настоящего преступника по оставленным им уликам.

Тут и там разбросаны мелочи, зацепившись за которые можно распутать весь клубок, однако история выглядит настолько однозначной и одноплановой, что кажется, будто никакого клубка нет, или же он должен появиться в другом месте. Вроде изначально все ясно, покрыт туманом только финал. Так и ожидаешь, что режиссер к концу фильма выдаст вывод столь же тривиальный, как и раскручиваемое перед глазами зрителей действо – что каждая из сестер притягивает к себе определенный тип мужчин: Джинджер – простаков и неудачников, Жасмин – богатых проходимцев, чьи мошеннические схемы рано или поздно вскрываются и преследуются по закону. Так что мы заранее убеждены, что счастливой свадьбы в финале не будет, и Жасмин придется решать свои проблемы каким-то другим способом. Свадьба действительно ближе к финалу срывается, и только тут режиссер окончательно сбрасывает с картины маску милой комедии, явно обнаруживая психологический детектив. По всем законам жанра вскрываются обстоятельства, позволяющие узнать имя истинного преступника, его орудия и его мотивы. Оказывается, улики были у зрителя перед носом, и нам предлагалось разгадать по ним сущность личности, но, поддавшись настроению комически-бытовой линии, мы не придавали им должного значения. Легкая и незамысловатая, на первый взгляд, история завершается безумием.

Режиссер мастерски играет со зрителем, и на каждом эпизоде ловко обводит его вокруг пальца, доводя до неожиданного финала. Преступник найден, возмездие свершилось, но зритель от этого не испытывает удовлетворения. Потому что перед ним не просто преступление и наказание, а картина повсеместного распада человеческих отношений. Жасмин с мужем умышленно ограбила Джинджер и ее семью, Джинджер не заметила, что Жасмин сошла с ума, и позволила ей в таком состоянии уйти в никуда, муж изменяет жене, жена сдает мужа ФБР, сын отказывается общаться с матерью, и для полноты картины – сестры оказываются не сестрами, а усыновленными детьми с разными биологическими родителями, которые, видимо, их бросили… Предательство нарастает, как снежный ком, и в конце фильма всей своей тяжестью давит зрителя. Это вместо катарсиса и торжества справедливости. Здесь Вуди Аллен ставит эффектную точку. А зритель вспоминает, что имеет дело с режиссером, который снял «Мечту Кассандры» и «Матч Поинт» - картины отнюдь не юмористические. С Вуди Алленом никогда заранее не знаешь, шутит он или серьезен.

В данном случае режиссер, скорее, ироничен. Никакой из двух миров – высшего и низшего класса – не выглядит идеальным. Один иллюзорен и фальшив, но прячет это под красивыми масками, другой груб и примитивен до такой степени, что даже не догадывается, что это лучше бы не выпячивать. И то, и другое вызывает отторжение, а Джинджер и Жасмин являются своеобразными символами этих миров, неся в себе все их недостатки и противоречия, отражая изуродованную и расколотую гармонию мира – социума, семьи, отдельной человеческой личности. Под видом легкого и забавного режиссер виртуозно подсовывает зрителю тяжелое и сложное. Кто хотел комедию – получил ее, кто хотел глубины – тоже не остался разочарован, при этом Вуди Аллен сказал, что сказал – и от этого не отвертеться.

По тональности финала и категоричности окончательных выводов история, предложенная Вуди Алленом, совпадает с произведением Ульямса, хотя движутся они по сюжетной линии каждый по-своему. Аллен не склонен сразу сгущать краски, Уильямс – на каждом шагу отшучиваться. Но в итоге, с какого ракурса ни посмотри, выходит, что все печально, и виноваты все. Не ново, но отсавляет огромное поле для самостоятельных размышлений, если у кого-то из зрителей есть склонность самостоятельно размышлять.

01.10.2013
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.