25.05.2013 |
Алла Фельт
|
29 Марта 2024г., Пятница |
|
Фильм Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, поражаешься вот этой наглости и восхищаешься ею – что режиссер позволяет себе в такое время снимать такое кино. Зритель уже ждет, что его попытаются чем-нибудь поразить – технически, интеллектуально, морально. А здесь даже не было предпринято ни малейшей попытки пойти по направлению поиска – ни в коммерческом смысле, ни в смысле поиска новых приемов выразительности. Вот эта позиция – «я снимаю такой фильм, какой хочу, а не что-то, что должно вам понравиться» - она вызывает уважение. С другой стороны, простота сюжета, темы – просто обескураживает. Тут почти что не о чем подумать. Вся картина – ровно на одну мысль, причем, мысль эта уже многократно появлялась и в литературе, и в кинематографе, и звучание ее подчас было гораздо более веским и пронзительным, чем у Йоса Стеллинга. Возможно, что режиссер и задумывал такую своеобразную меланхолическую элегию – чтобы было легко, светло, грустно, но не тяжело. В духе классических экранизаций литературной классики для школьников, где цель – достоверно показать исторические костюмы и особенности архитектуры, дать набросок эпохи, очертить проблему, но не так остро, не слишком трагично, чтобы после просмотра дети не задумались о том, зачем жить, если мир так несправедлив и несовершенен. И вот режиссер нам показывает жизнь главных героев, где все так не вовремя, но вроде бы искренне, истинно, прекрасно. Глупые ошибки, пустые иллюзии, мучительное, бесценное, невозвратное. Йос Стеллинг позволяет себе роскошь пренебрежения зрительскими ожиданиями, предлагая ему трепещущие на ветру занавески, фортепианные переливы, вышитые сорочки, белые розы у надгробного камня. У героини – судьба, у героя – эмоции, подавляющие рассудок: сначала он заходит далеко там, куда вообще не следовало идти, потом он останавливается там, где нельзя было останавливаться. И примитивно, и реалистично – в жизни такое случается сплошь и рядом. По итогам жизни остается сожаление о том, что когда-то было не понято и не сделано. Это сожаление – и есть главная точка фильма, главный нерв и главный поступок. Надо отметить, что некая попытка дать глубину в фильме все-таки есть. Режиссер создал атмосферу. Чувствуется эпоха конца позапрошлого – начала прошлого века, изобилующая признаками изысканности, утонченности, возвышенности, а также кастовости и затхлости, обреченности и упадка. Добротная ткань времени. Но этого оказалось мало. Красиво, но слишком просто, слишком поверхностно. Режиссер, конечно, вправе высказаться по поводу любой заезженной темы, но предполагается, что его высказывание что-то добавит к ранее известному. В данном случае ничего не добавляется. Этот фильм – не тот, о котором можно много думать, который можно долго помнить. В конечном итоге он показывает нечто привычное и обычное на известную тему и теряется в массе других фильмов, завязанных на отношениях некоего романтического героя с некой прекрасной, но падшей героиней. Как обычно, им придется расстаться, потому что они не подходят друг другу, и от прошлого не уйдешь. Йос Стеллинг еще раз рассказал эту историю. Для чего? Похоже, что только для того, чтобы заиграло фортепиано, проехала карета, зазвонил колокольчик в гостинице, дамы в локонах спустились с лестницы, шурша шелковыми платьями. Кто-то, как и сам режиссер, наверняка, тоскует по этим дамам, этой музыке, этим платьям – по той ушедшей эпохе, которая умерла точно так же, как сама Элиза. Но этих перечислений мало для того, чтобы получилось хорошее кино. Фильм, собственно, и распадается на эти детали, на эти перечисления, каждое из которых прекрасно, но только как вещь в себе. Элементы не собираются в целостное полотно, которое бы вызвало душевный резонанс в зрителе. Они так и лежат отдельными пазлами, для каждого из которых так и не удалось найти единственное верное место. Разрозненные красивые кусочки, так и не ставшие проводниками к чему-то целостному и значимому. Бессмысленная и бесполезная красота. Фильм вызывает сожаление, потому что в нем чувствуется стремление к чему-то большему, чем он в конечном итоге имеет. Чувствуется, что режиссер хотел сказать нечто важное, но так и не нашел нужных средств выразительности, не смог определить верное направление движения. Получилось странно: Стеллинг знает, что он хотел сказать, и настойчив в своем желании донести это до зрителя, а зритель всматривается, вслушивается, анализирует – но ничего нет, кроме набора банальностей: старик – безжалостный и богатый, занавеска – белая кружевная, девушка – красивая и несчастная. |
КонтекстХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомДоля платного образования растетПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаДействительность требует латать дыры в трубахНа решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально. Все это затянулось до неприличияКонцессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц. ТенденцииМы теряем самое главное – вид города с ВолгиМимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький. Школа надувания щекОтказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта. ДискуссияВертикальная посадкаСиловики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»? Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. |
|