реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Апреля 2024г., Суббота
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Зыбкая почва «Измены»

Кирилл Серебренников удивил своим фильмом «Измена». Слишком уж хлипкое основание оказалось у этой картины, поскольку ничего, кроме, собственно, сюжета выяснения отношений и факта измены здесь вроде бы нет. А если режиссер заведомо исключил многоплановость, то должно получиться плоско. А если главная и единственная тема – это любовные отношения с налетом отражения психологической сущности персонажей, то это вообще стремительно приближается к жанру очень незамысловатой мелодрамы для домохозяек, как сами они это называют «фильм про любовь».

Вообще-то большинство фильмов в той или иной степени «про любовь», это может быть даже какой-то движущей доминантой в картине, но если фильм только об этом – он изначально лишен претензий на то, что называется искусством. Потому что в очередной раз чисто перемусоливать эту тему – значит заведомо приравнять свое художественное высказывание к нулю.

Сказать что-то новое в этом поле, по большому счету, невозможно. Но можно попытаться сказать по-новому, сказать в непривычном контексте – и это будет уже хоть что-то. Но Кирилл Серебренников и на это не претендует. В картине нет ни эпохи, ни личности, ни судьбы, которые бы задавали дополнительные смыслы и дополнительную глубину. Основные напрашивающиеся выводы элементарны и предсказуемы: измена – это естественно и недопустимо, жизнь – это сложно и просто. И, тем не менее, фильм не столь банальный и плоский, как можно было бы в данном случае ожидать.

Что точно удалось режиссеру, так это самое сложное – создать атмосферу фильма. Атмосфера есть, и она работает за все, чего там нет, и уже кажется, что и в самой этой разреженности что-то такое есть. Сюжет незамысловатый до неприличия, так что нет смысла его пересказывать. Все нарастает из ничего, проступает, как призраки из сумрака. И зритель вдруг оказывается подцепленным на крючок, потому что, вроде бы заранее имея определенное отношение к предложенным фактам – снисхождение или неприятие, он продолжает после фильма задавать вопросы, витающие в атмосфере этой картины: «Было ли это неизбежно? Виноват ли кто-то? И если виноват, то кто больше, и так ли велика мера вины самого виновного?»

Но это не очередное рассуждение на тему «не суди, да не судим будешь», не попытка осмыслить или разложить по полочкам моральных или рациональных норм чужие жизни. Здесь вообще ни в каком виде не присутствуют сентенции на тему, как бы по правильному следовало поступить. Это такой режиссерский шаг на зыбкую почву, которая сразу же уходит из-под ног: здесь не за что зацепиться и не на что опереться. Что можно выстроить на таком фундаменте? Ничего устойчивого. Но режиссер и не собирался читать зрителю нотации и проповеди. Ни осуждения, ни одобрения, ни сочувствия – атмосфера фильма иррациональна, как и природа неуместных чувств. Больше всего, наверное, непонимание и недоумение – в отношении другого, в отношении себя. Или понимание, что понять невозможно.

Франциска Петри вносит в картину какую-то странную составляющую, словно наполняя всю эту элементарную историю важными нераскодируемыми подтекстами. Все ее простые слова и действия странным образом отдают неумолимой катастрофой. Ее спокойный взгляд говорит больше любых рыданий. Поразительный актерский дар, придающий особую тональность этому неоднозначному фильму наряду с игрой Деяна Лилича и мастерской операторской работой Олега Лукичева.

В итоге картина как будто и не глубока, а в ней теряешься и плутаешь, как в густом тумане, пытаясь отыскать знакомую дорогу по смутным силуэтам растворяющегося ландшафта.

17.11.2012
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.