реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
28 Марта 2024г., Четверг
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

В поисках Бога и себя

Фильм Терренса Малика «Древо жизни» оставляет странное впечатление. Он слишком неоднозначный, и в то же время – однозначный. Слишком примитивный, и при этом – сложный. Терренс Малик нарушает все общепринятые правила обращения со зрителем.

Он идет дальше, чем те его коллеги, которые снимают фильмы, заставляющие зрителя много думать после фильма. Он требует, чтобы зритель подумал прямо сейчас: он создает ему условия и почти не оставляет выбора – разве что немедленно покинуть зрительный зал. А тема, на которую предлагается размышлять – не больше и не меньше, чем взаимоотношения человека и Бога.

Причем, режиссер и не думает помогать зрителю и как-то его направлять, чтобы он пришел к некоему желательному умозаключению. Он бросает его один на один с вечными вопросами человеческого бытия, на которые человечество вынуждено искать ответы всю историю своего существования, а найдя их, переосмыслять заново, ибо пока они остаются теоретическими и не пережитыми на личном опыте – они неубедительны. Да и пережитые – лукавить бесполезно – убедительны не всегда.

Фильм почти лишен сюжета как такового. Он состоит из навязших в ушах вопросов и ответов – уже приевшихся и выверено неразрешимых. Каждый человек, который придет в этом мир, сознательно или нет – поставит их перед собой, и, скорее всего, не найдет внятного ответа. А если найдет, то тут же его и утратит, и снова будет искать. Ибо жизнь – переменчива. Теренс Малик это прекрасно понимает, и все же навязывает, казалось бы, бесполезное размышление. Его задача – не ответить на вопросы (хотя отчасти он это делает), а поставить их.

И вот зритель слышит то, что он уже, конечно, слышал и, может быть, даже от самого себя – почему Бог это допустил и зачем оставил, а за ними – попытка добраться до смысла человеческой боли и – шире – человеческой жизни.

В какой-то мере это, конечно, фильм-проповедь, хотя мотив назидательности почти неуловим.

Формат, который выбирает режиссер, необычный и, пожалуй, даже рискованный. Откровенно говоря, образы, призванные стимулировать зрительские размышления, часто напоминают научно-популярные фильмы о природе. И риски тут не столько даже коммерческого характера (ясно, что это изначально некоммерческое кино), сколько иные – режиссер имеет реальные шансы нарваться на зрительскую скуку и зевоту. Если на большом экране природные символы по-своему даже поэтичны, то на DVD этот эффект будет точно потерян, и сомнительно, что зрительское внимание сможет столь продолжительное время фокусироваться на предложенных образах и сохранять размышление на тему в нужном русле.

И все-таки эта попытка заставить мыслить немедленно и на столь глобальную тему – она не может не завораживать. Как минимум, она вызывает любопытство и уважение. Пусть даже воплощение ее оказалось не самым идеальным, но это один из первых шагов в данном направлении. Это принципиально новый подход к кино.

Художественные постановочные фильмы давно перестали отличаться такой вопиющей авторской назойливостью. На начальной стадии развития кинематографа, когда его средства выразительности еще были сравнительно ограничены, режиссеры порой позволяли себе некоторую нарочитую навязчивость, но в последствии стали осторожнее обращаться со зрителем, пряча главное в задних планах и недосказанностях, предлагая тем, кто не склонен думать о высоком, страшном и вечном, развлечь себя детективной линией или необычным сюжетом. Терренс Малик нарушил все правила и табу современного фильма, и нагло навязал зрителю размышление, не предоставив взамен ничего, кроме атмосферы, подходящей для подобных мыслей.

Подобный формат, как ни странно, притягателен. Как минимум, своей необычностью. Но главное – своей глубиной – бесконечно варьируемой, дающей возможность каждому зрителю погружаться настолько, насколько позволяет его жизненный и эмоциональный опыт, а также общий уровень личностного развития.

Интересно то, что странные образы и символы, которыми режиссер загружает зрителя, одновременно неоднозначны, драматичны, настораживающи и прекрасны – как и сама жизнь. К этому Малик подспудно и подводит – к пониманию невозможности – и неизбежности – односложного ответа.

Он схематично перемешивает в гремучую смесь два противоположных образа – отца и матери, мужчины и женщины – агрессивного, сильного, жестокого начала и нежного, слабого, пассивного. Эта смесь есть в каждом, и в любой момент бытия может проявиться любой ингредиент. И даже не так, что сегодня жизнь прекрасна, а завтра страшна, чудовищна и жестока, а то и другое одновременно, прямо сейчас и в одном и том же месте и человеке. А где же при этом Бог?

Как раз к поиску Бога, к поиску этих взаимоотношений между человеком и Богом и призывает зрителя режиссер. При этом он не хочет упрощать себе задачу и не сглаживает острых углов, а даже, напротив, подчеркивает их. Богу не нужны скидки на человеческое несовершенство.

Чтобы затягивать зрителя в подобные лабиринты, режиссер должен быть сумасшедшим. Терренс Малик устроил свою маленькую (или большую?) революцию в современном кинематографе, поправ все правила приличий в отношениях режиссера и зрителя. Он добился, чтобы его фильм прозвучал в зрителе от лица самого зрителя. Он создал небывалый формат. Мы снимаем шляпы.

27.06.2011
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.