реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Старые новые пираты на странных берегах

Давно ожидаемые четвертые «Пираты Карибского моря» вышли в прокат, продолжив серию повествований о приключениях пирата Джека Воробья. На этот раз опасности, с которыми сталкиваются герои, воплощены в женской сущности (Анжелика и русалки), чьей переменчивой природе противопоставлен мужской, предсказуемый и непроходимо мрачный образ Черной Бороды. Капитан Джек Воробей, как водится, балансирует между эпицентрами взрывов.

Естественно, фильм, снятый Робом Маршаллом, не мог избежать сравнений с предыдущей трилогией о Джеке Воробье, снятой Гором Вербинки. Как и следовало ожидать, «На странных берегах» - атмосферно совершенно иной фильм, чем трилогия. Хотя четвертые «Пираты» насквозь пронизаны всевозможными отсылами к первым трем частям, включая прямые цитаты – не только в репликах, или в известном пристрастии Джека выходить из сложных жизненных обстоятельств путем рискованных путешествий по воздуху. Так поединок с Анжеликой – явная цитата поединка в кузнеце Джека с Ульямом Тернером («Проклятие «Черной Жемчужины»), а недоверие к женщине подспудно отсылает к истории отношений Джека с Элизабет Суон («Сундук мертвеца»). Ну и то, что капитан Воробей так не по-пиратски отказывает себе в возможности пригубить из священного источника, не сильно шокирует зрителей, поскольку они уже сталкивались с подобным актом жертвенности и душевной щедрости («На Краю Света»).

Но вообще «На странных берегах» пугает именно избытком эпизодов, подтверждающих, что Джек – герой положительный, и кажется, что если так будет продолжаться и дальше, то к финалу у него непременно отрастут белые крылья и над головой воссияет нимб святого. Доходит до того, что капитан Воробей начинает вести дружеские полуфилософские беседы с капитаном Барбоссой, который не только, как всегда, украл у него корабль, но на этот раз еще и умудрился потерять «Жемчужину» вместе со своей ногой.

Кстати, вслух сформулированные жизненные кредо героев излишне назидательны, а потому являются одним из немногочисленных минусов четвертых «Пиратов». То, что главное не цель, а путь к ней – и так ясно из канвы фильма, поэтому невысказанный вслух для несообразительных зрителей этот посыл придал бы дополнительную смысловую объемность картине, а нарочито сунутый зрителям под нос – превратился в банальность.

Зато детище Роба Маршалла избежало другой крайности – всех этих типовых побоищ по образцу компьютерных сражений, которыми нашпигованы практически все приключенческие и сказочные ленты последних лет, включая и трилогию Гора Вербински. Вместо привычного и поднадоевшего побоища в четвертых «Пиратах» - образ Черной Бороды с его единичными холодными жестами оглушающей жестокости. Дочь Анжелика не зря волнуется по поводу его души.

А вот миссионер, находящийся на корабле, оказался не слишком убедителен и в своей религиозности, и в том, как он переживает выпавшее ему испытание. Актерская игра Сэма Клафлина – слабое место картины, особенно заметное на фоне актерских работ гораздо более высокого уровня - Джонни Деппа, Джефри Раша, Пенелопы Крус, Иэна МакШейна. Только благодаря Астрид Берже-Фрисби, сыгравшей русалку Сирену, зритель смутно чувствует эту недошлифованную Клафлином линию, которая должна была замечательно вписаться в основной сюжет фильма, выстроенного на опасной женственности героинь: устоявший перед беспощадностью мужского мира оказывается повержен женской беспомощностью…  Клафлин же в своей сравнительно значимой роли бледен настолько, что даже у схематичных и невнятных испанцев, проплывающих где-то на десятом плане картины, градус религиозности и убедительности оказывается на порядок выше.

Самое сильное место четвертых «Пиратов» - это именно удачно переданная мрачная атмосфера вокруг героя, чью душу уже не спасти. Попытался Маршалл подхватить и ниточку мрачной социальной сатиры, которая проглядывала в трилогии. «На странных берегах» украшен образом замечательно чудовищного короля – с длинным перечнем его высоких титулов, заплывшего жиром, с лицом без признаков здоровых человеческих эмоций – напыщенного и нелепого властителя бесчисленных земель, о котором Джек Воробей никогда не слышал.

Женские образы – тоже сильная сторона четвертого фильма. Правда, Анжелика в исполнении Пенелопы Крус вовсе не жуткая фурия, как это пытались анонсировать до выхода фильма. Скорее, она временами вынужденно агрессивна, но что еще ей остается в этом мрачном мире, где ее бросают, предают, спасают, и снова бросают? Своими поступками в прошлом и настоящем Джек Анжелику провоцирует. И все же ей далеко до беспощадности Черной Бороды и до вероломства капитана Воробья. Ее образ, как минимум, наполовину составляет мягкая светлая женственность, и, надо признать, образ этот в фильме не из разряда ключевых.

В русалках четче и острее, чем в Анжелике, выражено, то, чего так страшатся бесстрашные морские волки и мужчины вообще – женщины, которая очарует своей красотой и погубит, утащит на дно, сожрет, отнимет тело и душу. Создатели фильма удачно обратились к мифу о русалках, поскольку миф – это универсальный символ, он плотно художествен и живуч именно потому, что всегда находит для себя почву в сознании человека любой эпохи, беспрепятственно проецирует свои смыслы в «новое время». Джек Воробей также вынужден несколько помучаться в этой мифологеме, которая для него персонифицирована в Анжелике. В процессе он делает много разных и порой противоположных по направленности шагов, которые… подтверждают его пиратскую сущность и, в конце концов, позволяют вырваться из не в меру усиливающегося ореола праведности.

Своей трилогией Гор Вербински задал высокую планку «Пиратов», и Роб Маршалл ее выдержал. Неизбежность новой тональности фильма выглядит логически уместной: Лондон не подобен ни Порту Роял, ни Сингапуру, разные периоды жизни по-разному эмоционально окрашены и т.п. Правда, финал четвертых «Пиратов» выглядит несколько легковесным и одномерным на фоне совершенно бесподобных финалов Вербинки, за которыми почти физически чувствовалось неведомое продолжение – не фильма, а жизни, полной штормов, штилей, испытаний и приключений. «На странных берегах» просто обрывается на позитивной ноте здесь и сейчас, оставляя возможность для продолжения фильма, но не ввергая зрительское воображение в путешествие без режиссера. В чем-то Вербинки остался непревзойденным.

20.05.2011
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.