31.07.2009 |
Татьяна Елькина
|
29 Марта 2024г., Пятница |
|
Ларс фон Триер снял мистический, философский, многомерный фильм, что можно определить уже по названию. Но после просмотра «Антихриста» становится ясно, что глубина здесь безмерна, и нет шансов достичь дна и оттолкнуться ногами от твердой почвы, чтобы всплыть на поверхность. Зритель на протяжении всего фильма колышится в бездонной пучине, одновременно предательски изменчивой и устойчиво неподвижной. Поверхностный взгляд дает зеркально превратную картину мира, но если дать себе труд заглянуть глубже, то предстает другая реальность и кажущиеся противоречия исчезают. «Антихриста» фон Триер посвятил Андрею Тарковскому, и действительно в фильме многие решения – как технические, так и образные – перекликаются с манерой киноповествования Тарковского. Очень тщательно выписаны визуальные детали и характеры героев, продуманы все психологические мелочи, операторская работа Энтони Дод Мэнтла, как водится, безупречна. Актерская игра Уиллема Дефо и Шарлотты Генсбур – на пределе. Фильм предваряется мистическим, завораживающе прекрасным прологом, финал которого – катастрофа. И далее начинает выстраиваться пирамида страхов героини, среди которых ключевую роль играет лес, окружающий место под названием Эдем. Муж, считающий себя хорошим психологом, везет ее в это место, чтобы разобраться в обуревающих жену страхах, помочь ей осознать их и таким образом преодолеть. Эдем оказывается неожиданно зловещим местом. Дом, погруженный в природу, утопающий в зарослях травы и деревьев, совсем не выглядит чудесным, живописным, скорее, он напоминает видение из кошмара: какой-то голый зловещий куст поблизости, разбитое грозой черное дерево, постоянно падающие на крышу дома и катящиеся по ней вниз с мрачным рокотом желуди, встречающиеся то тут, то там изуродованные животные… То, что обычно радует нас своей естественной красотой, оказывается зловеще искаженным. Так же выглядит и главная героиня: при всей своей естественной изначальной красоте она все же несет на себе клеймо искажения, в ее облике тоже присутствует что-то отталкивающее, и то, что могло бы воплощать идеально прекрасное, вызывает ужас. Герои фильма намеренно обезличены: у них нет имен, они просто мужчина и женщина. Их взаимоотношения – не взаимоотношения конкретной пары, и даже не взаимоотношения мужчины и женщины вообще (хотя есть определенные моменты, которые будто бы отсылают к такой аналогии), это двое разных людей, перед каждым из них (как и перед каждым вообще) встают одни и те же вопросы, но ответы будут даны противоположные. На вершине пирамиды страхов героини оказывается ее собственное Я. Время от времени она роняет многозначительные фразы: женщина не управляет собой – ею управляет природа, природа – царство Сатаны. Все очевиднее становится, что странное поведение женщины – не только и не столько результат пережитого горя потери ребенка, сколько – одержимости. Она считает бесполезным сопротивляться и бороться, она дает захватить себя неким темным силам и становится их слепым орудием, в том числе, когда эти силы направлены против ее ребенка, мужа и против нее самой. Муж находит фотографии того периода, когда его жена жила в Эдеме вдвоем с маленьким сыном – на всех фотографиях обувь на мальчика надета не на ту ногу, а кроме матери, обувать его было некому. Эти неправильно надетые на ребенка ботинки очень символичны: они являются насилием над природой, стремлением уродливо исказить то, что гармонично и естественно, причинить боль, изменить к худшему. Такое отпечаток уродства носит на себе все в Эдеме – с тех пор, как женщина позволила темным силам управлять ею. Она сама говорит о том, что раньше Эдем казался ей прекрасным. Он таким и был, пока она сама не позволила исказить свою природу, пока не поддалась тьме внутри себя. Мужчина тоже сталкивается в Эдеме с темными силами. Но и он, по большому счету, обнаруживает их не в Эдеме, а в самом себе. Эдем – только символ, как и многое у фон Триера. Конечно, лишь как символ можно рассматривать и привинченный женой к ноге мужа тяжелый жернов. Разумеется, в реальности такие процедуры привели бы к быстрой смерти от потери крови. Этот жернов – ее попытка не дать ему уйти, не дать выбрать иной путь, чем выбрала она, остановить его и заставить подчиниться ее воле. Несколько неоднозначно выглядит сцена, когда с жерновом на ноге, почти не способный передвигаться, он прячется в норе, буквально у нее под ногами, а она бегает по лесу и истошно кричит: «Ты что ли собрался меня бросить, скотина?!» Но на самом деле выводы она делает правильные: он собрался идти иным путем, чем она, - не подчиниться, а противостоять. И ее кромешный ужас не смешoн и неуместен, а вполне естественен. В результате в финале он идет один, таща на поддерживающих правильное положение костей подпорках свою изуродованную ногу. И, конечно, речь здесь не столько о ноге, сколько о душевном состоянии героя, о том, на какие морально и физически невыносимые действия пришлось решиться, чтобы восстановить попранную природу – как человеческую, так и природу вообще – царство животных, растений и птиц, небо и лес. Борьба, преодоления, жертвы оказались ненапрасными: зритель видит в конце фильма освобожденную от искажений природу, и наименование Эдем восстанавливается в своем первоначальном значении. |
КонтекстХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомДоля платного образования растетПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаДействительность требует латать дыры в трубахНа решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально. Все это затянулось до неприличияКонцессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц. ТенденцииМы теряем самое главное – вид города с ВолгиМимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький. Школа надувания щекОтказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта. ДискуссияВертикальная посадкаСиловики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»? Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. |
|