реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Обретение Эдема

Ларс фон Триер снял мистический, философский, многомерный фильм, что можно определить уже по названию. Но после просмотра «Антихриста» становится ясно, что глубина здесь безмерна, и нет шансов достичь дна и оттолкнуться ногами от твердой почвы, чтобы всплыть на поверхность. Зритель на протяжении всего фильма колышится в бездонной пучине, одновременно предательски изменчивой и устойчиво неподвижной. Поверхностный взгляд дает зеркально превратную картину мира, но если дать себе труд заглянуть глубже, то предстает другая реальность и кажущиеся противоречия исчезают.

«Антихриста» фон Триер посвятил Андрею Тарковскому, и действительно в фильме многие решения – как технические, так и образные – перекликаются с манерой киноповествования Тарковского. Очень тщательно выписаны визуальные детали и характеры героев, продуманы все психологические мелочи, операторская работа Энтони Дод Мэнтла, как водится, безупречна. Актерская игра Уиллема Дефо и Шарлотты Генсбур – на пределе.

Фильм предваряется мистическим, завораживающе прекрасным прологом, финал которого – катастрофа. И далее начинает выстраиваться пирамида страхов героини, среди которых ключевую роль играет лес, окружающий место под названием Эдем. Муж, считающий себя хорошим психологом, везет ее в это место, чтобы разобраться в обуревающих жену страхах, помочь ей осознать их и таким образом преодолеть.

Эдем оказывается неожиданно зловещим местом. Дом, погруженный в природу, утопающий в зарослях травы и деревьев, совсем не выглядит чудесным, живописным, скорее, он напоминает видение из кошмара: какой-то голый зловещий куст поблизости, разбитое грозой черное дерево, постоянно падающие на крышу дома и катящиеся по ней вниз с мрачным рокотом желуди, встречающиеся то тут, то там изуродованные животные… То, что обычно радует нас своей естественной красотой, оказывается зловеще искаженным.

Так же выглядит и главная героиня: при всей своей естественной изначальной красоте она все же несет на себе клеймо искажения, в ее облике тоже присутствует что-то отталкивающее, и то, что могло бы воплощать идеально прекрасное, вызывает ужас.

Герои фильма намеренно обезличены: у них нет имен, они просто мужчина и женщина. Их взаимоотношения – не взаимоотношения конкретной пары, и даже не взаимоотношения мужчины и женщины вообще (хотя есть определенные моменты, которые будто бы отсылают к такой аналогии), это двое разных людей, перед каждым из них (как и перед каждым вообще) встают одни и те же вопросы, но ответы будут даны противоположные.

На вершине пирамиды страхов героини оказывается ее собственное Я. Время от времени она роняет многозначительные фразы: женщина не управляет собой – ею управляет природа, природа – царство Сатаны. Все очевиднее становится, что странное поведение женщины – не только и не столько результат пережитого горя потери ребенка, сколько – одержимости. Она считает бесполезным сопротивляться и бороться, она дает захватить себя неким темным силам и становится их слепым орудием, в том числе, когда эти силы направлены против ее ребенка, мужа и против нее самой.

Муж находит фотографии того периода, когда его жена жила в Эдеме вдвоем с маленьким сыном – на всех фотографиях обувь на мальчика надета не на ту ногу, а кроме матери, обувать его было некому. Эти неправильно надетые на ребенка ботинки очень символичны: они являются насилием над природой, стремлением уродливо исказить то, что гармонично и естественно, причинить боль, изменить к худшему. Такое отпечаток уродства носит на себе все в Эдеме – с тех пор, как женщина позволила темным силам управлять ею. Она сама говорит о том, что раньше Эдем казался ей прекрасным. Он таким и был, пока она сама не позволила исказить свою природу, пока не поддалась тьме внутри себя.

Мужчина тоже сталкивается в Эдеме с темными силами. Но и он, по большому счету, обнаруживает их не в Эдеме, а в самом себе. Эдем – только символ, как и многое у фон Триера. Конечно, лишь как символ можно рассматривать и привинченный женой к ноге мужа тяжелый жернов. Разумеется, в реальности такие процедуры привели бы к быстрой смерти от потери крови. Этот жернов – ее попытка не дать ему уйти, не дать выбрать иной путь, чем выбрала она, остановить его и заставить подчиниться ее воле. Несколько неоднозначно выглядит сцена, когда с жерновом на ноге, почти не способный передвигаться, он прячется в норе, буквально у нее под ногами, а она бегает по лесу и истошно кричит: «Ты что ли собрался меня бросить, скотина?!» Но на самом деле выводы она делает правильные: он собрался идти иным путем, чем она, - не подчиниться, а противостоять. И ее кромешный ужас не смешoн и неуместен, а вполне естественен.  

В результате в финале он идет один, таща на поддерживающих правильное положение костей подпорках свою изуродованную ногу. И, конечно, речь здесь не столько о ноге, сколько о душевном состоянии героя, о том, на какие морально и физически невыносимые действия пришлось решиться, чтобы восстановить попранную природу – как человеческую, так и природу вообще – царство животных, растений и птиц, небо и лес. Борьба, преодоления, жертвы оказались ненапрасными: зритель видит в конце фильма освобожденную от искажений природу, и наименование Эдем восстанавливается в своем первоначальном значении.

31.07.2009
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.