реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Июня 2022г., Среда
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Ритмы и веера Кореи

В рамках фестиваля Корейской культуры 10 июня в Нижнем Новгороде на сцене филармонии была представлена программа корейских танцев. Зрители остались под впечатлением от увиденного.

Во-первых и главных, сама эстетика корейских танцев принципиально иная, чем та, к которой привык российский зритель. То же самое касается танцевальной лексики. Сложно даже предположить, что столь странные, непривычные для европейской традиции шаги и движения можно выстроить в нечто гармоничное, что называется танцем. Но корейские танцовщики показали, что это не только возможно, но и очень красиво.

Корейские танцы в большинстве представленных постановок демонстрируют плавность движений, намеренную неспешность, частое замирание. Большой акцент сделан на руки танцоров, выверенность их мягких линий, бесконечную выразительность при минимуме движений. Выразительно застывающие кисти рук корейских танцовщиц подчас говорят больше, чем любая сложная танцевальная композиция.

Этот момент напоминает… о предположении восточного происхождения танцев фламенко, где также одной из важных составляющих является выразительная точность рук, выплетаемые в воздухе узоры. Совпадение и в том, что в корейских танцах используется игра с юбкой и веера, даже в танцах мужчин есть какие-то параллели с приемами фламенко – например, в Ханнянму (танце аристократов) – плавные, пластичные движения, порой внезапно перерастающие в стремительно резкие, и тут же возвращающиеся к первоначальной, исходной плавности… Но все же корейские танцы меньше всего похожи на фламенко.

В технике шагов корейских танцев неизменно чувствуется восточное начало, чуждое всему европейскому и принципиально далекое от него. Впрочем, следует указать, что корейские танцы имеют очень мало общего и с тем, что сейчас принято понимать под модным названием «восточные танцы».

Важной составляющей всех танцевальных постановок оказались костюмы. Струящиеся одежды, свисающие до пола рукава, удлиняющие и делающие более плавным каждый всплеск рук, трепещущие в затухающем предыдущем жесте при замирании танцора… Все это как часть танца непривычно и утонченно красиво.  

Некоторые танцы – например, Чхоёнму – для русского сознания выглядят слишком авангардными. Танец носит ярко выраженный ритуальный характер, в нем чувствуется какой-то важный внутренний смысл, понимания которого мы либо еще не достигли, либо же его и невозможно постичь без глубокого знания корейской культуры и традиций. По данным пояснительных материалов, танец обозначает заклинание и изгнание злого духа.

Наибольший восторг у зрителей вызвали Бучечум – танец с веерами и Самульнори – выступление квартета из ударных инструментов. Впрочем, надо отметить, что оба этих номера несколько адаптированы под не-корейскую аудиторию и сделаны в духе экзотического шоу, а не национального искусства. Тем не менее, национальное вполне очевидно лежит в их фундаменте и то и дело проглядывает из-под наслоений, созданных с оглядкой на вкусы современной космополитичной аудитории.  

В Бучечум мало что сохранилось от шаманского ритуала, к которому восходит танец, разве что заведомая развлекательная направленность. Только теперь танцовщицы свои танцем развлекают не богов, а публику, и потому ориентируются именно на ее вкусы, заранее, впрочем, предполагая, что эти вкусы не могут быть уж слишком низменными, но зрелищность очевидно стоит во главе угла. Трепещущие веера, складывающиеся в причудливые сочетания, изображают волны и цветы, перетекают в хороводы, разбиваются на фрагменты, чтобы снова срастись в новый неожиданный узор… Несмотря на то, что сразу ощущается некая уступка, сделанная корейским постановщиком в угоду иностранным зрителям, танец впечатляет и завораживает, поражает своей одновременной простотой и уникальностью.    

Сальмунори – квартет ударных – тоже показательно развлекателен, но это в некоторой мере объясняется недавностью его происхождения: сценическим представлением он стал с 1978 года, но корнями все равно уходит в исконные народные праздники и традиционные корейские ритмы.

Мастерство исполнителей заключается не только в виртуозном владении ударными инструментами, но и в специфике хореографической техники, которая заставляет одновременно с танцовщиками «танцевать» в воздухе и длинные белые ленточки, прикрепленные к их головным уборам. Получается замысловатая смесь циркачества, танца, музыки и акробатизма. Все это выглядит, как минимум, захватывающе и оригинально.

Общее впечатление от корейских танцев – что это что-то живое – струящееся и трепещущее – ветер, переливы морских волн, шелест листьев и благоухание ярких цветов… Особенно сильное впечатление произвели коллективные танцы – они как-то особенно прозвучали, раскрыв душу танца, создав из одинаковых разрозненных элементов гармоничное целое, которое, несмотря на однородность составляющих, производит впечатление полноценной симфонии.

Для большинства наших зрителей корейское танцевальное искусство – это нечто совершенно новое, незнакомое, ни на что не похожее. Пробудить интерес к своей культуре и показать ее красоту и уникальность корейцам, несомненно, удалось.

11.06.2009
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Времени почти не осталось

Губернаторская кампания Никитина начнется на фоне вылета «Нижнего Новгорода» из РПЛ.

Город начинает пожинать первые плоды 800-летия

Но есть еще немало крупных инфраструктурных проектов, которые пока не реализованы.

Тенденции

Неравноценная замена

Новые партнеры региона приходят с другими проектами, с другими сферами сотрудничества.

Уганда нам поможет

У нас найдутся союзники для того, чтобы производить неконкурентоспособную продукцию. Но это будет выживание, а не развитие.

Дискуссия

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Экология: без прорывов

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.