реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
26 Апреля 2024г., Пятница
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Искушение Барселоной

Новый фильм американского режиссера Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» довольно условно можно отнести к жанру комедии, поскольку по большому счету это очередная психологическая драма, поданная, впрочем, с такой мастерской легкостью, какую в этом серьезном жанре встречаешь не часто.

Для завязки истории берутся два разных психологических типа женщин, каждая из этих женщин имеет свое видение правильного и неправильного, и сюжет закручивается вокруг их отношений с одним и тем же мужчиной. Несколько позже появляется еще и третий тип женщины, уже гораздо менее распространенный, но в данном случае он органичен и необходимым для полноты картины. Однако если цель похода в кинотеатр в том, чтобы хохотать на протяжении сеанса, то на фильм лучше не ходить: комические эпизоды по ходу фильма встречаются не так уж  часто, и они, скорее, некие элементы внешнего орнамента, чем необходимая составляющая этой истории.

Первоначальное впечатление легкого фильма о романтическом отдыхе в Испании постепенно рассеивается, обнаруживая личные внутренние конфликты всех участников этой истории. Вуди Аллен намеренно использует внешнюю форму, заранее настраивающую зрителя на «легкий» фильм – бодренькая музыка, частый закадровый голос, растолковывающий не только то, что делают Вики и Кристина, но и что они чувствуют и к какому складу людей относятся. Эта внешняя легкость, как ни странно, только помогает ярче высветить психологическую глубину фильма, неразрешимость противоречий, обуревающих героев.

Скарлетт Йоханссон играет белокурую Кристину, которая не склонна обременять себя излишним анализированием своих чувств и даже не может понять и сформулировать, чего же она хочет, и довольствуется примерным представлением того, чего она не хочет. Вуди Аллен уже третий фильм подряд (до этого «Матч Поинт» и «Сенсация») предлагает Йоханссон роль блондинки с не очень большим количеством извилин, с легкостью попадающей в постель малознакомого мужчины. В данном случае актерская работа Скарлетт Йоханссон была все-таки уже привычной. Хотя с ролью она, конечно, справилась, и нет сомнений, что Вуди Аллен задумывал Кристину именно такой. А вот Ребекка Холл в роли Вики смотрелась куда интереснее, тем более что и ее героиня, мятущаяся между правильным и желаемым, давала ей более широкие возможности для проявления своих актерских талантов. Пенелопа Крус в роли темпераментной испанки Марии Елены – выше всяких похвал, и Хавьер Бардем в роли ее бывшего мужа художника Хуана Антонио тоже не подкачал.

Вуди Аллен, как всегда, очень точен в подборе актеров для своих фильмов. У него в этом смысле всегда идеальный баланс и каждый находится на своем месте. Фильм «Вики Кристина Барселона» только еще раз подтверждает его безупречное режиссерское чутье и умение работать с актерами, хотя, как уверяет Аллен, он никогда не объясняет актерам, как именно надо играть. 

Ну, а если говорить об еще одной героине, заявленной прямо в названии фильма, - о Барселоне, то она, вызвав душевное потрясение двух американок Вики и Кристины, действительно становится если не еще одним реальным действующим лицом, то, во всяком случае, атмосферой, погружающей двух регламентированных американскими догмами героинь в хаос их внутренних миров. Барселона позволяет им заглянуть в себя, как в бездну.

В принципе, показывая Барселону, Вуди Аллен не предлагает зрителям чего-то особенного. Мы видим шаблонный набор, как из стандартного комплекта подарочных открыток: апельсиновые деревья, испанская гитара, кондитерские и кафе, непременный собор Саграда Фамилия, парк Гюэль, море… Но воздействие Барселоны на американских героинь помогает вскрыть внутреннюю суть, дух этого города. В определенной степени Хуана Антонио можно считать мужским воплощением этой сути. Он, как и Барселона, носитель свободного духа, творческого начала, необузданности и непостоянства. Американские героини стоят, по большому счету, не перед соблазном конкретного мужчины, а перед соблазном другой культуры, лишенной тех приевшихся правил, норм и клише, к которым они привыкли в своей стране. Девушки уезжают потрясенные не столько Хуаном Антонио, сколько открытием, что мир можно воспринимать совсем иначе, чем они привыкли, и тогда – то ли ты занимаешь место в этом мире?

Обращение к жанру психологической драмы, к исследованию внутреннего состояния своих героев  для Вуди Аллена не ново: в последних своих фильмах он явно тяготеет к этой теме («Матч Поинт», «Мечта Кассандры»). Но если там он выводил героев к какому-то завершенному финалу в виде безнаказанности или возмездия, то в новом фильме финал – это конец каникул в Барселоне, конец того временного отрезка, о котором решил поведать режиссер, а не какие-то внутренние выводы фильма и подтверждающие их события.

Все поставленные в картине вопросы остаются открытыми. Каждый из героев по ходу действия выразил свою собственную точку зрения, каждый по-своему прав и каждый продолжает сомневаться. Зрителю остается все самому решать для себя, так как режиссер не дает ни малейшего намека на то, кто, по его мнению, наиболее близок к правоте.    

23.01.2009
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.