реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
28 Марта 2024г., Четверг

Больше ада: Школа в условиях самоизоляции


Весенние каникулы в Нижегородской области завершились. Школьники оказались в условиях дистанционного обучения. Вся тяжесть неготовности образовательной системы к такому формату обрушилась на детей, учителей и родителей.

Начнем с того, что Нижегородская область – это не только Нижний Новгород, где доступ к интернету имеют все желающие/платежеспособные. Есть еще обширные сельские территории, где интернета нет. Вернее, он как бы есть, ибо провайдер исправно взимает абонентскую плату, но при попытках зайти в сеть все бесконечно висит. Если быть целеустремленным и не оставлять попыток, то за полчаса все-таки можно суметь передать показания счетчика электроэнергии: какая-то из попыток приведет к нужному результату. Но дистанционно учиться с таким интернетом все-таки не получится. Возможно, части сельских школьников позволят учиться очно – в тех районах, где заболеваний коронавирусом пока не зафиксировано.

Вернемся туда, где интернет есть. Во всех ли семьях количество подходящих гаджетов соответствует количеству членов семьи? Не во всех. Кто-то мог бы докупить необходимую технику, но магазины сейчас закрыты. Кто-то работает удаленно, имея один ноутбук в доме, и вдруг пара-тройка детей выходит с каникул на дистанционное обучение. Что делать – перестать работать во имя детского образования? А на что тогда жить? И как двое/трое детей будут присутствовать на своих онлайн-уроках одновременно? Не все имеют в запасе лишний смартфон или планшет, а если он есть, то может быть сильно неновым, не тянущим нужные сайты и программы, регулярно глючащим. Семьи, где баланс детей и нужных для обучения гаджетов не сводится, однозначно имеются, и это не единичные случаи.

До недавних пор наличие компьютера или смартфона не было обязательным условием обучения в общеобразовательной школе. И есть семьи, в которых ни компьютеров, ни смартфонов нет. Например, там, где ребенка растит бабушка (один или оба родители умерли, находятся в тюрьме, в другой семье, в запое, неизвестно где). Бабушка, скорее всего, не считала смартфон и компьютер предметами первой необходимости. Даже если она хотела бы осчастливить ребенка современной техникой, у нее может элементарно не хватать для этого средств: пенсии у большинства настолько скромные, что можно считать большой удачей, если получается вовремя оплачивать ЖКХ и не голодать. Также есть вполне благополучные семьи, где родители принципиально не покупают ребенку современные гаджеты, потому что считают, что это вредно. Без них можно быть уверенным, что дочь или сын не состоит в закрытых группах суицидальной направленности, не подвергается травле в соцсетях, не рубится часами в компьютерные игры, не просматривает порно, и так далее. Тревожным родителям, которые вынуждены много времени проводить вне дома и не могут контролировать поведение своих детей в интернете, так спокойнее.

То есть, есть семьи, где по тем или иным причинам гаджетов для дистанционного обучения недостаточно или просто нет. И им не выдадут в срочном порядке по ноутбуку.

Однако те, у кого и интернет, и гаджеты есть, тоже оказались в незавидном положении: выяснилось, что дистанционное обучение, которые предлагают школы, предполагает, что учащиеся должны уметь пользоваться примерно всем и быть зарегистрированы примерно везде, ибо каждый педагог сам определяет, где он разместит учебные материалы, куда можно задавать вопросы, в какое место нужно прикреплять или отправлять выполненные задания.

Платформы, которые попытались использовать под образовательные нужды, не выдержали количества участников – все повисло и повылетало. Чтобы продолжить учебный процесс, учителя отправились в удобные для себя места. Кто-то имеет аккаунт ВКонтакте, и его не интересует, что у части детей его нет – просто заведите. Кому-то из преподавателей удобен скайп, и его не волнует, что есть операционные системы, с которыми скайп не работает: «А поменяйте винду. Не умеете? Пригласите того, кто умеет. Не хотите никого к себе звать во время карантина? Разумно. Но вот вам кол, за неприсутствие на уроке. В следующий раз получите еще один, если не решите эту проблему». Продвинутый преподаватель снял урок на видео и залил на свой канал на ютубе, бросил всем ссылку, ваш ребенок заходит по ней – видео проигрывается без звука. Да, такое бывает. Что делать? В обычной ситуации – смириться. А здесь? Может быть, срочно выучиться понимать речь по движению губ? Следующий преподаватель окажется ценителем прямых эфиров в фейсбуке – непременно надо иметь там аккаунт, но вот домашнее задание в чат кидать не надо – отправьте по электронной почте. Как это – у ребенка нет электронного ящика? А что – нельзя завести?

А еще вотсап, вайбер, инстаграм, зум, «Однаклассники», всевозможные учебные платформы… Везде регистрации, пароли, подтверждения, зависания, незнакомые интерфейсы, которые принято считать интуитивно понятными, но попытки применить привычный в другой сети алгоритм действий не приводят к успеху. Ребенок должен быть очень продвинутым компьютерным пользователем, чтобы успешно действовать в подобной ситуации, либо у него должны быть продвинутые родители, которые как раз оказались дома на удаленке или карантине. Такие, конечно, случается, но не повсеместно.  

В действительности ребенок может оказаться в этой ситуации совсем один, если оба его родителя продолжают работать, или оба его родителя разбираются в сетях и платформах еще меньше, чем он. Проблема усугубляется тем, что и учитель в этой ситуации один: он тоже не имеет необходимого опыта. Например, он запрашивает фото выполненного домашнего задания в свой почтовый ящик, получает кучу заархивированных файлов, которые не знает, как разархивировать. Истерично требует, чтобы присылали в незаархивированном виде. На что родители истерично пишут, что ничего не архивировали. Ага, файлы автоматически архивирует почтовая программа, когда их вес превышает допустимый для пересылки. Открыть их очень просто, если знать, как это делается. Уменьшить вес файлов до пересылки тоже просто, если уже делал это раньше. Вот только никто не обладает нужным опытом. Все на взводе, файлы не открыты, учитель принимает решение считать домашнее задание невыполненным. Родители убили весь день, регистрируя новые аккаунты, колупаясь во всевозможных ссылках, объясняя ребенку домашку, фотографируя ее, пытаясь безуспешно прикрепить на каком-то портале, потом отослали на почту, получили поток ненависти от учителя – в итоге ваш ребенок имеет по предмету «два». Вопрос: так зачем все это было? Можно было иметь «два», совсем ничем себя не утруждая.  

Некоторые родители, истощенные этим бестолковым процессом, уже пишут заявления на имя директора о том, что отказываются от дистанционного обучения и просят выставить сыну или дочери двойки за четвертую четверть по всем предметам. В случае, если за три предыдущие четверти оценки были положительными, этого хватит на удовлетворительную годовую, и ребенка все равно переведут в следующий класс. Однако для тех, кому предстоят ГИА и ЕГЭ, такой вариант невозможен.

Дистанционное обучение буксует в хаосе. Это не региональная проблема, это повсеместный процесс. И это заслуга Министерства образования РФ, которое требует от школы результата, не посчитав нужным предварительно создать условия для его получения. Как можно было этого избежать? Создать платформу, которая выдержит всех участников – количество школьников ведь заведомо известно, рассчитать мощности было возможно. Все уроки должны выкладываться или транслироваться в одном месте, все домашние задания прикрепляются там же. Каждому ребенку, родителю и учителю пришлось бы один раз освоить одну платформу – это сэкономило бы всем много времени, сил и нервов. Вместо этого учителям предложили придумать самим, как они будут учить дистанционно, и каждый сделал это на свой лад, без учета того, с каким многообразием запросов и требований в итоге столкнется каждый учащийся. Всю ответственность за то, что ребенок с этим не справится, свалили на родителей.

«Школа, к сожалению, ничего не организовывает и ничего не может. Это профанация, а не учеба». «Это имитация». «С какого интересно перепуга это называть школьным обучением? Если мои дети могут получить только и исключительно то, что объяснила им я, показала им я и проконтролировала опять же я». «В ситуации общего дурдома в изоляции дистанционная учёба – отдельный дурдом». «А у пожилых учителей вообще нет ни нужной техники, ни сноровки, они так в эфир и не вышли». Это подборка сравнительно вежливых родительских высказываний. Многие признаются, что уже не в силах описать происходящее без мата, что за два дня вымотаны до предела и бесконечно срываются на детей.

Точно ли такой учебный процесс по такой цене лучше, чем совсем никакого?

Ольга Моисеева

08.04.2020

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.