31.03.2014 |
Виктор Лысов
|
![]() |
|
28 Июня 2022г., Вторник |
|
![]() |
Нынешний состав Законодательного собрания Нижегородской области абсолютно точно отражает взгляд правящего режима на представительные и законодательные органы власти – органы с представительными и законодательными функциями должны быть, но они не могут переходить определенной черты, потому что тогда будут подвержена сомнению власть первых лиц в стране и в регионах. Имея в виду то, чем является сейчас Законодательное собрание Нижегородской области, можно легко себе представить тот путь, который прошла законодательная власть с момента образования Российской Федерации. 1994 год был по-своему замечательным, поскольку после очень сложного времени осени 1993 года мы начали отсчет новой России, когда страна приобрела не только новую Конституцию, но и всю политическую систему нынешней власти, в том числе и федеративное устройство, где образования, названные субъектами Федерации, имеют право формировать собственные органы власти, собственные законодательства. Они получили и право распоряжаться собственностью, формировать региональные бюджеты. То право, которое касается формирования органов власти, естественно, при реализации демократического принципа разделения властей, получило развитие и в регионах. И Нижегородская область в этом смысле почти ничем не отличается от других субъектов Федерации. Разве что названием органа представительной власти (у нас оно наиболее удачное) – «законодательное собрание»; в других регионах этот орган называется «областной думой» или «верховным советом». Объединяющий термин, который часто используется – «региональный парламент». Оценивая постепенное изменение функций парламента Нижегородской области, стоит обратить внимание на то, как изменялся состав – и это объяснит многое. В 1994 году значительную часть депутатов Законодательного собрания (а тогда они выбирались по одномандатным округам) составляли представители районов. И поэтому были задействованы функции областного парламента как законодательного и представительного органа власти. Сочеталось представительство районов области и та функция, которая способствует отражению интересов именно районов через их представителей – это были главы районных администраций. Выборы тогда осуществлялись по мажоритарной системе, и было видно, насколько тот или иной глава администрации популярен. И тот факт, что избирательных округов было меньше, чем районов области, понуждал глав администраций, входящих в большой округ, договариваться друг с другом с тем, чтобы в региональный парламент попадал тот, кто наилучшим образом будет защищать интересы их районов. Потом в естественном развитии Законодательного собрания от представительства в нем глав районных администраций отказались, поскольку это было в определенной мере нарушением принципа разделения властей. Это решение было справедливым, но прозвучавшая идея сделать над региональным парламентом некий дополнительный уровень, отражавший функцию представительства районов, не была воплощена в жизнь. (Такая конструкция была реализована в нескольких регионах, последний «двухпалатный парламент» действовал в Свердловской области до 2011 года.) В любом случае, с отказом от представительства районов, Законодательное собрание Нижегородской области потеряло некое важное свое качество. То, что мы сейчас имеем – это не представительство районов, не представительство жителей области, это представительство крупных региональных корпораций: «Лукойл», «МРСК Центра и Приволжья» (бывший «Нижновэнерго»), «Волгатрансгаз», ГЖД. В региональном парламенте заседают люди, которые сочетают интересы бизнеса и политические функции. Увы. Отчасти проблема несоответствия ОЗС функции представительства интересов простых граждан и районов области смягчается тем, что Законодательное собрание формируется по смешанному принципу – половина по пропорциональной системе, половина по мажоритарной. И благодаря этому мы получаем хотя бы некое подобие оппозиционных течений, альтернативных взглядов. Иначе бы мы, например, не имели представительства в областном парламенте Коммунистической партии Российской Федерации. Речь не идет о том, несколько она дееспособна, но, по крайней мере, в некоторых вопросах, КПРФ имеет точку зрения противоположную официальной. Я не говорю о «Справедливой России» - эта структура не отражает вообще ничьих интересов и не играет никакой роли. Как и ЛДПР. Но иногда возникают такие странные образования, как Партия пенсионеров, проводящие в Заксобрание людей, выступающих как представители некой социальной группы. (Другое дело, что со временем они перестают быть такими представителями, вливаясь обычно в ряды партии власти). Все эти изменения в последние годы происходят на фоне все более усиливающейся областной власти в лице губернатора. Все эти списки, по которым избираются депутаты в 25-и округах, а также партийные списки партии власти проходят через соответствующие кабинеты и, по имеющимся у меня данным, даже через стол губернатора. Это низводит роль представительного и законодательного органа в регионе до уровня декорации. Я бы очень не хотел, чтобы дальнейшее движение в этом направлении привело к уничтожению партийного представительства в региональном парламенте. Сегодня мы имеем хотя бы видимость некой оппозиции, дискуссии, столкновения мнений - в противном случае мы будем иметь беспросветное засилье бюрократии и крупных корпоративных структур. Особенно это актуально сейчас, при готовящемся низведении местного самоуправления до «нуль-уровня». |
Контекст![]() Ставка на горизонтальные связиСубботники и их последствияЛиквидация МСУПосле ЖириновскогоГромко ушли, тихо вернулисьАналитикаВремени почти не осталосьГубернаторская кампания Никитина начнется на фоне вылета «Нижнего Новгорода» из РПЛ. Город начинает пожинать первые плоды 800-летияНо есть еще немало крупных инфраструктурных проектов, которые пока не реализованы. ТенденцииНеравноценная заменаНовые партнеры региона приходят с другими проектами, с другими сферами сотрудничества. Уганда нам поможетУ нас найдутся союзники для того, чтобы производить неконкурентоспособную продукцию. Но это будет выживание, а не развитие. ДискуссияБлизкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. Экология: без прорывовОбщероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года. РекламаДокументыПисьмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко
ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. ![]() |
![]() |
![]() |
|